Информация взята из аудиогида, подготовленного Братской Центральной городской библиотекой им. И. Черемных. Аудиогид вы можете послушать по ссылке. В аудиоверсии предложено литературное путешествие по знаковым местам Кругобайкалки — отрывки из произведений разных авторов читают профессиональные актеры.

Пролог к путешествию

Название «Кругобайкальская железная дорога» (или Кругобайкалка, как ласково называют её в народе) относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Байкал до станции Мысовая. Говоря сегодня о Кругобайкалке,  мы имеем в виду ее западную часть, выведенную из транзитного движения, от истока реки Ангара до Слюдянки длиной чуть меньше ста километров.

Сто лет назад эта часть берега Байкала была кардинально преобразована строителями-железнодорожниками, при этом сложный архитектурно-технический комплекс безукоризненно вписан в естественный рельеф, став органичным рукотворным дополнением уникального природного уголка.

Кругобайкалка впитала мощную энергию изыскателей, проектировщиков, строителей, которые в начале XX столетия восхищались и надрывались, радовались и горевали, оставили частицы своих помыслов, эмоций, а также тех, кто ее эксплуатировал и охранял.

Эти удивительные места всегда привлекали иркутских писателей и поэтов, историков и краеведов. Они здесь жили и творили,  воспевали и защищали великое озеро, в своих произведениях  создавали яркую, живую картину событий, психологический облик героев.  Известные исторические личности оставили для потомков свои воспоминания  о Байкале.

Камень Черского. Листвянка

Иван Дементьевич Черский (1845-1892) после участия в  Национально-освободительном восстании 1863 года был отправлен в ссылку. Он стал известным исследователем Сибири, географом, геологом и геоморфологом.  В 1877 году Черскому,  жившему  и работавшему в Иркутске, поручили геологические работы на Байкале  и окружающих его горах. За четыре годы работы ученый выполнил детальное геологическое и геоморфологическое описание Байкала и составил геологическую карту.  В результате этой работы он был удостоен золотой медали Географического общества.

В честь этого ученого даны названия многим топонимам Сибири: горные хребты и системы Черского в Забайкалье и  Северо-Восточной Сибири; вулкан Черского  в Тункинской котловине; пик Черского  в Комаринском хребте Хамар-Дабана; гора Черского — вершина Байкальского хребта; ледник Черского — ледник в горной системе Черского, берега Черского на Байкале и реке Иртыш; долина Черского между Восточный Саяном и Енисейским кряжем и камень Черского в Листвянке, на котором мы сейчас находимся. Отсюда открывается прекрасный вид на исток Ангары и порт Байкал.

Исток Ангары

Мы начинаем наше путешествие у истока Ангары, единственной реки, берущей начало из озера Байкал.

18 июля 1656 года в Даурию, вместе с отрядом  воеводы А.Ф. Пашкова отправился из  Енисейска протопоп Аввакум, крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Он был сослан в Сибирь вместе с семьей за активное сопротивление реформам патриарха Никона. По прибытии отряда Пашкова 1 октября 1656 года в Братский острог Аввакум был заключен в холодную башню, где сидел до 15 ноября. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до озера Иргень, а оттуда волоком до реки Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья реки Нерчи.

Про то, как Ангара убежала от отца-Байкала существует бурятская сказка. Советуем почитать!

Поселок Листвянка

2 июня 1890 года, продолжая свой путь к далекому Сахалину, Антон Павлович Чехов  прибыл  к берегу Байкала; к большой бухте, из коей, как из переполненной каменной чаши, широкой и сильной струей текла Ангара. С переправой вышла задержка и, дожидаясь попутного парохода, он прожил двое суток в Листвянке

Раньше тут, по крутым берегам так обильно росла лиственница, что и поселок назвали Листвянкой, и бухта стала Лиственничной, и мыс – тоже Лиственничным.

Селение возникло еще в 17-м веке и сделалось со временем важным перевалочным пунктом на торговом пути между Россией и Китаем. Здесь селились первые байкальские судостроители и мореходы. Исстари служилые люди и купцы добирались до Байкала по Ангаре на дощаниках, а затем от Листвянки на парусниках переправлялись на восточный берег. И не случайно в ту давнюю пору близ истока Ангары была поставлена Никольская часовня – в честь Николая Чудотворца, считавшегося покровителем моряков, купцов, рыбаков. Только помолившись в часовне, решались путешественники на опасное плавание через озеро-море.

Порт Байкал

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Ледокол «Байкал» в разобранном виде гужом притащили в Лиственничное, где и происходила окончательная сборка и доводка корабля. Зрелище было грандиозное: ежедневно более 400 человек выходило на работу.

Для ледоколов соорудили специальные причалы на станции Байкал, конечной станции Иркутско-Байкальской ветви, и на восточном берегу у станции Мысовая, начальной станции Забайкальской железной дороги. Каждая гавань представляла собой достаточно сложное инженерное сооружение – каменную дамбу, выдвинутую в Байкал до глубины 3,5 сажени, необходимой для причаливания парома-ледокола. Собственно пристань состояла из двух молов – длинного и короткого, раздвоенного наподобие вилки, в которую паром входил для приемки или сдачи вагонов.

Про Порт Байкал зимой мы публиковали материал путешественницы Наталии Розовой. Советуем почитать.

Станция Байкал

Сегодня станция Байкал — это туристические ворота на Кругобайкалку со стороны Листвянки. Здесь сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирское здание, жилые и служебные дома, высоко на мысу — маяк.  Пассажирское здание 3 класса станции Байкал выполнено в 1904-1905 годах по индивидуальному проекту. Здание было демонтировано, и к 100-летию Заповедной дороги восстановлено с искажением исторического облика. В 2005 году здесь разместили, кроме станционной службы, первый музей истории КБЖД, а в мансарде — гостиницу.

Дача Распутина

Дача располагалась в Порту Байкал.

Совершая литературное путешествие по Байкалу, нельзя не вспомнить замечательного писателя Валентина Григорьевича Распутина. Именно здесь, то во флигельке, то в основном доме. Валентин Григорьевич пишет свои великие повести «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказы «Наташа», «Что передать вороне?».

Падь Чайка

Находится у основной пристани Порта Байкал

В этом месте любили отдыхать и работать писатели и художники. Все,  кто поселился в порту Байкал, встречались и плотно общалась друг с другом и в Иркутске, и здесь, у Байкала. Художники рисовали натюрморты, пейзажи и портреты, создавали скульптуры, устраивали вернисажи. Прозаики говорили о новых рукописях, писали рассказы и повести. Поэты сочиняли свои новые произведения, читали и посвящали друг другу стихи.

Остановочный пункт 80 км

Во время строительства первого пути на 80-м км находился разъезд. Позже, при укладке второй линии, здесь появляется здание блокпоста. Недалеко, в красивой долине реки Большой Баранчик (падь Лиственичная), расположился поселок. В 1950-1970-е годы блокпост был ликвидирован, постройки разобраны, сохранилось только полуказарма в долине.

Станция Уланово

Станция возникла в первый период освоения и имела стандартный набор необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. Это единственная из станций, которую после превращения участка в тупиковый ликвидировали. Имеются многочисленные свидетели того времени: каменное водоподъемное здание с трубой, фундаменты утраченных построек и редкие вековые тополя — душистый и бальзамический.

Первоначальное название станции — Хвойная. Нынешнее название присвоено 1933 году в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова. В 1918 г. он пытался взорвать тоннель № 18-бис. При высадке с катера в поселке Маритуй был убит белыми, там же и похоронен. Известно, что вместе с отцом Уланов строил КБЖД.

 

Это первая часть маршрута. Продолжение читайте здесь.

Кстати, по КБЖД можно прокатиться всего за 163 рубля. Подробности по ссылке.