Информация взята из аудиогида, подготовленного Братской Центральной городской библиотекой им. И. Черемных. Аудиогид вы можете послушать по ссылке. В аудиоверсии предложено литературное путешествие по знаковым местам Кругобайкалки — отрывки из произведений разных авторов читают профессиональные актеры.
Это вторая часть маршрута. Первая опубликована по ссылке.
Березовский тоннель
Бухта Березовая доставила немало хлопот строителям и эксплуатационщикам дороги. Уже при исследованиях стало известно об угрозе скальных обрушений в этом месте. Тем не менее, первый путь решили вести не сквозь гору, а над бухтой, перебросив железный мост пролетом 58 саженей — самый длинный на КБЖД. За время эксплуатации дороги в 1905-1910-х годах прогнозы геологов полностью подтвердились, и вторую линию уже прокладывали в тоннеле, в обход бухты. Когда тоннель пробили под два пути, металлическую ферму моста перевезли на реку Выдринную.
Портал Березовского тоннеля самый красивый на КБЖД. Он сложен колотым облицовочным камнем горизонтальными рядами и, с обеих сторон, обрамлен выступающими колоннами. Арка сложена в ленту и подчеркнута выступающим ободком. Над аркой прямоугольный выступ, тоже обрамлен выступающими колоннами. Некоторые детали: капитель, рельеф пилона, кордоны, замковый и цокольные камни выделены чистой теской. Самый верх портала украшает железнодорожная эмблема. Места сопряжения портала с выемкой, сложены циклопической кладкой.
Итальянская стенка
Подпорная стенка «Итальянская» — одно из красивейших мест Кругобайкальской железной дороги. Свое название она получила в честь арок, напоминающих архитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. Стенка, которую «вырисовывали» потомки Древнего Рима воистину картинна и словно бы влегкую выдержала столетнее давление горы.
Тоннель № 12 (Половинный)
Мыс Половинный, находящийся к юго-востоку от посёлка, глубоко вдаётся в Байкал и охраняет бухту от северо-восточных ветров. Через него пробит самый длинный тоннель КБЖД — Половинный (тоннель № 12). Его длина составляет 778,4 м. В отличие от остальных тоннелей КБЖД, он абсолютно прямой и просматривается насквозь.
Своё название и мыс, и тоннель получили от реки Большая Половинная, чьё устье делит расстояние между станцией Култук и истоком Ангары у станции Байкал ровно наполовину.
Поселок Половинный
Это одно из красивейших и любимых туристами мест отдыха на КБЖД, где гармонично уживаются природные и историко-культурные достопримечательности: живописная долина большой реки Половинной с тихим поселком железнодорожников на левом берегу, бухта с песчаным пляжем. Они расположились между далеко выступающим в море мысом Половинным и Чайкиным утесом, сквозь которые проходят два тоннеля: самый короткий № 13 и самый длинный и совершенно прямой № 12.
Поселок Маритуй
Поселок расположен в широкой долине реки Маритуй, углубляясь в нее от берега озера почти на километр. Когда-то это был крупный административно-жилой комплекс при станции, от которого в настоящее время осталось не более половины построек.
Тоннель № 18 (Киркирейский)
Здесь строители потрудились особо. В связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркирей, им пришлось пробивать параллельно тоннелю № 18 новый тоннель № 18-bis. При этом построенные ранее инженерные сооружения по линии первого пути остались не у дел. В комплексе с тоннелем к его иркутскому порталу была пристроена подпорно-улавливающая стена – одна из наиболее протяженных на КБЖД, которая в советское время наращена дополнительным железобетонным парапетом, ограждающим железнодорожное полотно от камнепада.
13 сентября 1904 года около восьми часов утра под первым кольцом тоннеля № 18 была произведена смычка рельсового пути. Министр путей сообщения Хилков сам лично закрепил болт, соединявший рельсы и забил костыль, прикреплявший последний рельс к шпале.
Поселок Ангасолка
Если вы поедете по обычной железной дороге на Слюдянку, то обязательно объявят «Остановка Ангасолка», но это новая Ангасолка, другая, старая, там внизу, у Байкала. В Байкал впадает в широкой пади одна речка, на самом же деле их три, и они сливаются в одну неподалеку от Байкала.
Через речку Ангасолка построен каменный арочный мост, длиною около 74 метров с шестью отверстиями. По своему облику он похож на виадуки Древнего Рима. В этом нет ничего удивительного: подряд на этот виадук взял итальянский подданный Леонардо Риццолати из Клаудзетто, провинция Удине, которому в 1903 году было 30 лет. Строил он этот виадук с 12 итальянцами и отрядом русских в двести человек.
Поселок Култук
В первый период строительства КБЖД рядом с древним поселком Култук был организован разъезд с тем же названием и поселок при нем. Во время укладки второго пути разъезд преобразован в станцию V класса.
Строительство КБЖД вызвало значительные и необратимые изменения уклада жизни села. Большой приток людей, массовое строительство жилых и служебных зданий вызвали коренную перестройку жизни трактового прибайкальского села. Значение железной дороги в жизни Култука подметил В.Л. Комаров, видный ботаник, исследователь Сибири. Летом 1902 г. по пути в Монголию он проезжал Култук.
Более раннее описание Култука мы встречаем в романе русский советский прозаика, автора производственных и историко-революционных романов Франца Таурина «Байкальские крутые берега». Автор знакомит читателя с событиями 60-х годов XIX века. В романе дана широкая картина подготовки к восстанию и самого восстания польских политических ссыльных при поддержке местного населения.
Река Похабиха
Исток реки находится в горах Хамар-Дабана. Она протекает по выработанной долине — пади Похабиха.
Река названа по имени землепроходца Ивана Похабова. Казаки под его предводительством осенью 1647 г. переправились на восточный берег Байкала, имея цель найти серебряную руду и собрать ясак в государеву казну. После неудачного похода в долины рек Селенги и Уды казаки направляются на юг Байкала, чтобы далее совершить поход в Тункинскую долину. На южном побережье Байкала в районе среднего течения современной Похабихи у подножья отрога хребта Хамар-Дабан казаки строят острожное поселение с целью перезимовки отряда. Отсюда русские начали свое знакомство с Тункинской долиной и проникали в Монголию. К концу XVII века, когда к Култуку прокладываются пути от Иркутского и Тункинского острогов, происходит перенос Култука в долину реки Култучной и строительство нового Култукского острога, который в 1727 году прекратил свое существование.
Река Култучная
Река впадает в Байкал двумя устьями. Прибоем волн нанесено в этой долине множество песчаных рифов, образовавших различные озера, болотистые плоскости и луга, поросшие высокою травою.
Весной 1647 года Иван Похабов поставил здесь Култукский острог, который верой и правдой служил его основателям, давая теплый кров и защиту от набегов кочевников.
Первым подробным описанием юго-западного берега Байкала являются дневники российского посла Николая Милеску Спафария, который в 1675 году проследовал через Байкал по пути в Китай. Во время своего путешествия он скрупулезно записывал сведения о местах, которые он проезжал.
Станция Слюдянка
Заканчиваем наше литературное путешествие по Кругобайкальской железной дороге на её главной железнодорожной станции. Все основные станционные объекты построены в начале прошлого столетия по индивидуальным проектам. Здание станции – архитектурное произведение из белого и розового местного мрамора. На здании вокзала вложены рельефными цифрами даты: «1903-1904 гг.». Во время празднования 100-летия КБЖД на станции Слюдянка был торжественно открыт бюст М. И. Хилкову.
Свой очередной приезд на Байкал в 1903 году министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков посвятил подробному ознакомлению с ходом строительных работ на участке Байкал – Култук. Последним пунктом осмотра стала станция Слюдянка.