Места / Байкал зимний / Что посмотреть
Кругобайкальская железная дорога
В наших соцсетях все самое интересное!
Места / Байкал зимний / Что посмотреть
Кругобайкальская железная дорога в прошлом была железнодорожной частью Транссибирской магистрали. В настоящее время участок протяженностью 85 километров соединяет город Слюдянка и “Порт Байкал”, который стал железнодорожным тупиком в результате возведения плотины Иркутской ГЭС, перекрывшей Ангару и затопившей часть пути – Иркутск-Байкальскую ветвь (1956г.). Изначально Кругобайкальским назывался существенно больший участок: 260 км от порта Байкал на западном берегу озера до Мысовой (сегодня – г. Бабушкин) на восточном. Восточная часть этого отрезка Транссиба (Слюдянка – Мысовая) и сейчас действует в составе ВСЖД.
Кругобайкалка потеряла свою стратегическую важность, но являясь одной из самых красивых и насыщенных инженерными сооружениями железных дорог мира, получила статус архитектурно-ландшафтного заповедника. Живописные скалы узкой полоски побережья Байкала, по которой прошла магистраль, органично сливаются с каменной кладкой подпорных стенок, тоннелей и галерей, мостами и виадуками, по праву признанными инженерно-техническим шедевром, памятниками искусства, которым уже более ста лет.
История
Еще в 1891 году Александр III издал указ о начале строительства Великого сибирского пути, получившего название Транссибирской магистрали. В 1892 г. был образован Комитет Сибирской железной дороги, в задачи которого входили выбор маршрутов, кредитование, контроль над строительными работами и др. Председателем Комитета стал наследник цесаревич Николай, впоследствии император Николай II. При проектировании магистраль разделили на 7 участков, среди которых был Кругобайкальский. Непосредственно к строительству КБЖД приступили в начале 1902. Этот участок оказался самым ресурсоемким во всех отношениях: и по количеству работ, и по их сложности и по стоимости он превзошел все железные дороги России. Скалистый рельеф берега с крутыми откосами определил маршрут. Значительная часть дороги прокладывать в тоннелях или на полках, вырубленных в скалах, откосы укреплялись подпорными стенками. Каждый километр Кругобайкалки обошелся в среднем в 130 тысяч рублей, тогда как на других участках Транссиба один километр стоил около 93 тысяч. Что касается сроков, то строительство магистрали ускорило (на год) начало Русско-японской войны. Первый поезд по первому пути прошел через два с половиной года, в сентябре 1904, а в середине октября 1905 года было открыто постоянное движение. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Кругобайкальская железная дорога, которую до революции называли «Золотой пряжкой стального пояса России», замкнула Транссибирскую магистраль вокруг Байкала – началась ее активная эксплуатация.
Достопримечательности
Сегодня КБЖД внесена в Перечень объектов историко-культурного наследия общероссийского значения в качестве памятника архитектуры. Здесь есть практически все, что накопила практика мирового железнодорожного строительства того времени. На маршруте Слюдянка-2 – Култук – Маритуй – Байкал около 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 16 каменных галерей (295 м), около 470 водопропускных сооружений – мостов, виадуков, труб и лотков, а также более 250 подпорных стенок. Уникальность всего комплекса заключается в изяществе инженерных и архитектурных решений, столь гармонично вписанных в береговую линию Байкала и сохранившихся до наших дней в первозданном виде.
Кругобайкалка – памятник действующий. Раз в день, туда-сюда (Слюдянка – станция «порт Байкал»), курсирует один тепловоз с несколькими вагонами. Поезд в народе называют «мотаня» или «передача». Его основное назначение – обеспечить жителей придорожных селений всем необходимым: и корову можно перевезти, и спички. Также в список перевозимого традиционно попадают туристы. Время в пути 4 часа 40 минут. Кроме того, здесь периодически ходят специальные туристические поезда из Иркутска, с комфортабельными вагонами и остановками в наиболее интересных местах.
Маршрут КБЖД, помимо достопримечательностей самой железной дороги, изобилует многочисленными археологическими (стоянки древнего человека) и природными («Птичий базар», «Мраморы порта Байкал», «Мыс Шаманский», «Белая Выемка», «Слюдянские озера» и многие другие) памятниками. Ботанические и зоологические, геологические, инженерные и архитектурные комплексы воспринимаются как единые природно-культурные ансамбли.
Где отдохнуть
Наибольший поток туристов летом. Вдоль КБЖД располагаются палаточные лагеря, а также спортивные базы и базы отдыха, готовые предложить более комфортабельные условия:
Места / Байкал зимний / Что посмотреть
Кругобайкальская железная дорога в прошлом была железнодорожной частью Транссибирской магистрали. В настоящее время участок протяженностью 85 километров соединяет город Слюдянка и “Порт Байкал”, который стал железнодорожным тупиком в результате возведения плотины Иркутской ГЭС, перекрывшей Ангару и затопившей часть пути – Иркутск-Байкальскую ветвь (1956г.). Изначально Кругобайкальским назывался существенно больший участок: 260 км от порта Байкал на западном берегу озера до Мысовой (сегодня – г. Бабушкин) на восточном. Восточная часть этого отрезка Транссиба (Слюдянка – Мысовая) и сейчас действует в составе ВСЖД.
Кругобайкалка потеряла свою стратегическую важность, но являясь одной из самых красивых и насыщенных инженерными сооружениями железных дорог мира, получила статус архитектурно-ландшафтного заповедника. Живописные скалы узкой полоски побережья Байкала, по которой прошла магистраль, органично сливаются с каменной кладкой подпорных стенок, тоннелей и галерей, мостами и виадуками, по праву признанными инженерно-техническим шедевром, памятниками искусства, которым уже более ста лет.
История
Еще в 1891 году Александр III издал указ о начале строительства Великого сибирского пути, получившего название Транссибирской магистрали. В 1892 г. был образован Комитет Сибирской железной дороги, в задачи которого входили выбор маршрутов, кредитование, контроль над строительными работами и др. Председателем Комитета стал наследник цесаревич Николай, впоследствии император Николай II. При проектировании магистраль разделили на 7 участков, среди которых был Кругобайкальский. Непосредственно к строительству КБЖД приступили в начале 1902. Этот участок оказался самым ресурсоемким во всех отношениях: и по количеству работ, и по их сложности и по стоимости он превзошел все железные дороги России. Скалистый рельеф берега с крутыми откосами определил маршрут. Значительная часть дороги прокладывать в тоннелях или на полках, вырубленных в скалах, откосы укреплялись подпорными стенками. Каждый километр Кругобайкалки обошелся в среднем в 130 тысяч рублей, тогда как на других участках Транссиба один километр стоил около 93 тысяч. Что касается сроков, то строительство магистрали ускорило (на год) начало Русско-японской войны. Первый поезд по первому пути прошел через два с половиной года, в сентябре 1904, а в середине октября 1905 года было открыто постоянное движение. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Кругобайкальская железная дорога, которую до революции называли «Золотой пряжкой стального пояса России», замкнула Транссибирскую магистраль вокруг Байкала – началась ее активная эксплуатация.
Достопримечательности
Сегодня КБЖД внесена в Перечень объектов историко-культурного наследия общероссийского значения в качестве памятника архитектуры. Здесь есть практически все, что накопила практика мирового железнодорожного строительства того времени. На маршруте Слюдянка-2 – Култук – Маритуй – Байкал около 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 16 каменных галерей (295 м), около 470 водопропускных сооружений – мостов, виадуков, труб и лотков, а также более 250 подпорных стенок. Уникальность всего комплекса заключается в изяществе инженерных и архитектурных решений, столь гармонично вписанных в береговую линию Байкала и сохранившихся до наших дней в первозданном виде.
Кругобайкалка – памятник действующий. Раз в день, туда-сюда (Слюдянка – станция «порт Байкал»), курсирует один тепловоз с несколькими вагонами. Поезд в народе называют «мотаня» или «передача». Его основное назначение – обеспечить жителей придорожных селений всем необходимым: и корову можно перевезти, и спички. Также в список перевозимого традиционно попадают туристы. Время в пути 4 часа 40 минут. Кроме того, здесь периодически ходят специальные туристические поезда из Иркутска, с комфортабельными вагонами и остановками в наиболее интересных местах.
Маршрут КБЖД, помимо достопримечательностей самой железной дороги, изобилует многочисленными археологическими (стоянки древнего человека) и природными («Птичий базар», «Мраморы порта Байкал», «Мыс Шаманский», «Белая Выемка», «Слюдянские озера» и многие другие) памятниками. Ботанические и зоологические, геологические, инженерные и архитектурные комплексы воспринимаются как единые природно-культурные ансамбли.
Где отдохнуть
Наибольший поток туристов летом. Вдоль КБЖД располагаются палаточные лагеря, а также спортивные базы и базы отдыха, готовые предложить более комфортабельные условия:
Еще о месте
Полуостров Святой Нос растянулся вдоль восточного байкальского берега на 54 км, а самая широкая его часть достигает 21 километра, наибольшая высота 1877 метров.
Это место более популярно у рыбаков, но и обычным туристам есть на что посмотреть.
В музее собран археологический материл более чем с 20 стоянок древнего человека, предметы быта коренных жителей острова Ольхон — бурят, флора, фауна Байкала, коллекция горных пород и минералов, предметы религиозного культа, нумизматика.
Байкальская рыбалка – это крупнейшее соревнование по подлёдной рыбалке. В 2019 году на мероприятии был зафиксировано несколько рекордов: 346 команд-участниц, 33 женские команды, 12 семейных команд.
Исследование нейтрино необходимо, чтобы понять историю возникновения Вселенной, её развитие, современное состояние и что с ней будет в будущем.
Палаточный туризм на территории пляжа теперь запрещен, но рядом с ним есть кемпинг-отели.