Этот маршрут познакомит жителей и гостей города с историей основания Иркутска. Известно, что столица Восточной Сибири начиналась в 1661 году с Иркутского острога. Тогда же появились древнейшие православные храмы, аналогов которым в Сибири почти нет. За почти 360-летнюю жизнь город сильно разросся, пережил множество событий, в том числе великий пожар 1879 года, декабрьские бои 1917 года и многое другое. Все они оставили след в судьбе и облике Иркутска. Предлагаем познакомиться с ним поближе.
Этот исторический маршрут мы разделили на несколько частей. Перед вами его начало. Мы прогуляемся от памятника Якову Похабову до отеля “Метрополь”. Переходите по ссылкам на следующую часть маршрута и продолжайте прогулку!
Памятник Якову Похабову (Нижняя Набережная Ангары, 2)
Как некогда Иркутский острог начинался с енисейского казака Якова Похабова, так и этот маршрут начинается с памятника первопроходцам и основателям Иркутска. Он и стоит в том самом месте, где в 1661 году была заложена основа будущей столицы Восточной Сибири.

Точные даты жизни Якова Похабова неизвестны, как неясен и факт его происхождения. Однако имеющиеся данные говорят, что он был казачьим сотником. По приказу воеводы Енисейска И.И. Ржевского в июне 1660 года Похабов отправлен в Братский острог, чтобы навести порядок и найти новые земли. В частности, Яков Похабов должен был вернуть бурят, которые бежали из Балаганского уезда в Монголию. Отряд двигался сначала вверх по Ангаре, затем – по Иркуту до границы. В то время в горах начались лютые морозы, поэтому продержаться Похабову с его людьми удалось лишь 8 недель. С большими потерями воины вернулись обратно в Балаганск.
В этой вынужденной погоне за беглецами и придумал Яков Похабов основать на Иркуте острог. Летом 1661 года начались работы. Приехав в октябре в Енисейск, казак докладывал о строительстве острога: «Отыскал на устье Иркута реки самое угожее место и на том месте острог поставил он, и около острогу надолбы и всякими крепостьми укрепил и, взяв, посадил в аманаты (заложники) лутчего князца Яндаша…».
Датой основания Иркутска считается 16 июля 1661 года, однако город был основан на месте поселения аборигенов, которое появилось еще в 20-е годы 17 века. Русские обустроили здесь зимовье, чтобы собирать с местных ясак – налог мехами пушных зверей. Однако Иркутский острог появился лишь в 1661 году, а через 9 лет на его месте построили крепость, из которой и разросся Иркутск. Кстати, название города переводится с древнетюркского языка как «вечный», а с монгольского – «своенравный».
О дальнейшей судьбе Якова Похабова, который в октябре 1661 уехал с докладом в Енисейск, ничего не известно. Но можно сказать одно – «вернулся» в Иркутск он через 350 лет. В столице Восточной Сибири 14 сентября 2011 года установили в его честь памятник. Проект скульптуры изготовил народный художник России Михаил Переяславец, архитектор – Юрий Волчок.

Так как сведений о том, как выглядел Похабов, не осталось, внешность первопроходца – исключительно плод воображения художника. Высота скульптуры – 6 метров и это – второй по величине памятник Иркутска (после памятника Александру Третьему). Вес монумента – 5 тонн. Когда-то на месте памятника Похабову стояла Царская беседка, установленная ко дню прибытия в город цесаревича Николая 23 июня 1891 года, но она была утрачена.
Собор Богоявления (улица Сухэ-Батора, 1А)
Собор Богоявления – второе старейшее каменное здание Иркутска. Его основали в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. В те времена он, конечно, сначала был деревянным и назывался Петропавловской церковью (по названию одной из башен кремля), но во время пожара 1716 года все постройки храма сгорели.
Через 2 года собор решили отстроить заново, но уже из кирпича. Однако царский указ 1714 года временно запрещал возведение построек из камня: строительство Санкт-Петербурга требовало слишком много денег и материалов. В 1718 году указ частично отменили и возрождение храма возобновили.
Деньги и драгоценности на Богоявленский собор охотно жертвовали горожане и гости Иркутска. Спустя шесть лет после закладки первого камня был возведен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Затем постепенно появлялись и другие здания.

Полностью достроен и освящен Богоявленский собор был 25 сентября 1746 года. В 1755 году началась постройка каменной ограды вокруг храма, а в 60-е годы 18 века появились еще три придела – во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. В 1797 году возвели отдельно стоящую колокольню. Роспись храма сделал иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. Однако главную ценность представляют изразцы – многоцветные керамические облицовочные плитки. В Сибири есть лишь два памятника архитектуры, которые имеют изразцы – в Иркутске и Енисейске.
Между тем, на Руси такой вид украшения зданий появился в конце 14 – начале 15 века. Их изготавливали с помощью деревянных форм с вырезанным объемным рисунком (метод «набивки»). Почти тем же способом издревле делали русские пряники. Существовали изразцы терракотовые (без покрытия глазурями), муравленые (покрытые зеленой глазурью) и ценинные (украшенные цветными эмалями).
В свое время для Богоявленского собора сделали более трехсот изразцов. На части из них – лепестки и незатейливые узоры, а на других изображены сюжеты и образы из языческих преданий. На рисунках можно было увидеть кентавров, львов и даже единорогов.
Удивителен собор еще и тем, что его обошел великий пожар 1879 года. Почти вся историческая часть Иркутска тогда была сожжена дотла, а вот у ворот Богоявленского собора пламя остановилось. Храм не пострадал.
А вот «пламя советской власти» его не пощадило. В 1940 году Богоявленский собор передали Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Памятник архитектуры перестраивали так, как было нужно для производства. Поэтому его облик изменился до неузнаваемости.
– Здание Собора богоявления за 250 лет существования неоднократно перестраивалось, постепенно меняя свой внешний облик и внутреннюю планировку из-за разрушений, производимых периодическими землетрясениями, а также под влиянием «моды». Во время ремонта и перестройки церковники по своей невежественности стремились внести в архитектуру сооружения современные эпохе формы. Появлялась необходимость расширения помещений путем пристройки новых приделов, что коренным образом нарушала первоначальный облик архитектуры здания, – писали в журнале «Сибирь» 1974 года. – Кроме того, в различные десятилетия 18 и начала 20 веков периодически производилась реконструкция и осуществлялись ремонты. Ввиду этого, архитектура Собора Богоявления впитала в себя множество стилей и к началу 20 века сооружение приобрело уродливый вид.
К счастью, после войны здание собора признали памятником архитектуры, цеха хлебозавода оттуда выдворили и в 1967 году началась масштабная реконструкция. Первозданный облик восстанавливали по старинным рисункам, гравюрам и панорамам Иркутска. Даже обратились к портрету одного из губернаторов Михаила Сперанского, который хранится в Иркутском художественном музее. На изображении Сперанский сидит на веранде, через которую видно городской пейзаж и, в том числе, Богоявленский собор. В итоге, в изначальной версии церкви специалисты нашли черты древнерусской архитектуры 17 века.
На ремонт и реставрацию храма ушло 18 лет. Особо пришлось потрудиться над восстановлением изразцов. Почти все они были утеряны после того, как в Богоявленском соборе разместились цеха хлебозавода. Но преподаватель Иркутского училища искусств Алексей Шматько, имея те немногие образцы, несколько лет изучал, экспериментировал и искал точную методику изготовления причудливого декора. В конце концов мастер нашел оптимальный рецепт для глины и глазури и принялся к восстановлению.

После его кончины дело продолжили мастера-изразечники из Ярославля. Полностью восстановить изразцы Богоявленского собора удалось к 1985 году.
Римско-католический костел (улица Сухэ-Батора, 1)
Здание католического храма в Иркутске существует с первой четверти 19 века. Иркутяне любят называть его «Польский костел», но на самом деле он называется Римско-католическим. Слово «костел» – польского происхождения и оно само по себе уже означает «польский католический храм». Поэтому лишний раз называть польский храм польским не следует. Кроме того, прихожанами римско-католического храма были не только поляки, но еще и литовцы, французы, итальянцы и немцы, так что такая формулировка еще и не совсем справедлива.

Изначально католический храм был деревянным. Его построили для ссыльных иноземцев. В 1812 году генерал-губернатор Иван Пестель возбудил ходатайство «о построении для иезуитов церкви в Иркутске». Однако в столице посчитали, что католиков в городе слишком мало, не более 217 душ, поэтому деньги из государственной казны выдать отказались. В 1820 году иезуитов выдворили из России, поэтому вопрос с католическим храмом поставили на паузу.
Вновь вернулись к этой теме в 1825 году при губернаторе Александре Лавинском. Несмотря на то, что в центральной администрации были всё так же против католического храма и не давали денег из казны, сами горожане стали жертвовать значительные суммы. Одним из главных меценатов был граф Юлий Помпеевич Литта, выходец из Италии. Поэтому весной 1825 года началось строительство.
Место для церкви выкупили у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Позже присоединили еще участки, купленные у статского советника Ивана Веригина и мещанина Григория Суворова. Так будущий римско-католический приход получил довольно солидный кусок земли между Тихвинской (ныне Сухэ-Батора), Соборной (ныне Польских Повстанцев) и Ивановской (сейчас Пролетарская) улицами.
Первый костел во имя Вознесения Божией Матери расположился в одноэтажном деревянном здании. С обеих сторон к квадратному зданию были простроены флигели, в которых располагались квартиры священников. Площадь здания равнялась 64 квадратным саженям, что равняется примерно 288 квадратным метрам. Строительство деревянного храма обошлось примерно в 25 тысяч рублей. Все работы закончились к концу 1825 года.
Здание это простояло в Иркутске чуть больше 50 лет. Пожар 1879 года не оставил от деревянного костела ничего. Но прихожане вновь решили отстроить новый, уже каменный храм на собственные средства. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костела развил несгибаемый ксендз Кшиштоф Швермицкий, который к тому моменту был уже почти четверть века настоятелем храма.

Проект разработал инженер Юзеф (по другим документам Иван Фомич) Тамулевич. Постройка каменного здания обошлась в 63 с лишним тысячи рублей. Из них почти 56 тысяч – средства частных лиц. Летом 1881 года строительство началось, а к 1884 году завершилось. Тогда-то и появилось это уникальное для Иркутска здание, яркий образец архитектуры в позднеготическом или ложноготическом стиле.
Оргáном по первоначальной задумке костёл не был оснащен. Вместо него на хорах стояла фисгармония фирмы «Сторн и Кларк». Ее выписали в 1896 году из Варшавы.
Во времена Советской власти только чудо спасло костёл от уничтожения. Большевики сметали с лица России все религиозные объекты. Но римско-католический собор уцелел. Здание изъяли в госсобственность, а 7 апреля 1938 года закрыли для прихожан.
До конца 60-х в здании находилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. С 1974 по 1978 годы по проекту архитектора Г.А. Вязуновой проведена реставрация. Зданию вернули первоначальный облик, убрав все перестройки. Сначала внутри хотели открыть музей истории поляков в Сибири, но потом решили разместить в храме органный зал Иркутской областной филармонии.
Специально для Иркутска немецкая фирма «Александр Шуке» спроектировала концертный орган. Так столица Восточной Сибири стала, по словам одного из искусствоведом, «последний оплотом органного искусства на востоке России».
Спасская церковь (улица Сухэ-Батора, 2)
Церковь по имя Спаса Нерукотворного образа – единственная сохранившаяся постройка Иркутского острога, следовательно, древнейшее здание Иркутска. В 1706 году у южной стены крепости усердием Иркутского воеводы Синявина и при поддержке горожан заложили фундамент Спасской церкви. Строил храм Моисей Иванович Долгих – московский каменщик, который до приезда в Иркутск работал на возведении Тобольского Софийского собора в городе Верхотурье. Долгих построил церковь в канонах старорусского стиля, а также добавил особый местный колорит.
Изначально храм встроили прямо в стену деревянного острога. На первом этаже был склад для казны. Поэтому прихожане попадали в саму церковь на второй этаж по деревянной галерее-гульбищу. На одной из решеток окна второго этажа есть надпись, зафиксировавшая 1760 год – время, когда у церкви появилась колокольня и храм обрел современные черты.
Также Спасская церковь примечательная тем, что она единственная в Сибири, имеющая роспись начала 19 века на внешних стенах. Также храм был расписан и изнутри. В 70-е годы 20 века внешнюю роспись смогли восстановить, а вот внутренняя утрачена, так как не поддавалась реконструкции.
На восточном фасаде можно увидеть три композиции. Левая показывает обряд крещения, вероятно, среди местных бурят. В центре – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. По одной из версий, в качестве главного персонажа, на которого надевают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий).

На южной стене изображены святые, во имя которых возвели Спасскую церковь. Под самым карнизом четверика изображён Николай Чудотворец, а ниже – святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды – лик Спаса Нерукотворного.
Революция 1917 года не обошла и Спасскую церковь стороной. Она была на грани уничтожения. К счастью, этого не произошло, но для прихожан ее все-таки закрыли в 1931 году. В ней располагались и сапожная мастерская, и коммунальные квартиры. Также здесь жили прибывающие на строительство Дома советов, который возвели на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта 1931 года с колоколен Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили на переплавку. Позже помещения отдали под общежитие для рабочих Стройобъединения.
В 1960 году Спасскую церковь вновь хотели снести, как и Богоявленский собор, стоящий рядом, однако вместо этого решили провести реконструкцию. В 1982 году храм открыли для посетителей как выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 году музей передал ключи от церкви представителям Иркутской епархии и здесь вновь стали проводиться службы.
В 2007 году рядом с храмом шли археологические раскопки, в ходе которых специалисты обнаружили древнее кладбище и остатки Иркутского кремля. Здесь же нашли останки первых жителей Иркутска. Их торжественно перезахоронили с восточной стороны в специальной крипте.

Памятник Петру и Февронии Муромским
Памятник покровителям семейного счастья Петру и Февронии Муромским появился в Иркутске в 2011 году ко дню 350-летия города. Скульптуру доставили в Иркутск из Смоленска и установили в исторической части города под стенами Спасской церкви.
Инициаторы установки памятника – общенациональная программа «В кругу семьи» – рассматривали три площадки для установки: территорию Дворца бракосочетания, Пик любви и территорию у Спасской церкви. Выбор пал на третий вариант, так как все решили, что это наиболее подходящее место для новобрачных. Кроме того, некоторые из них захотят обвенчаться в храме, а после смогут поклониться святым Петру и Февронии и попросить у них благословения.
Князь и княгиня Муромские – воплощение образцовой семьи, в которой царит любовь, верность и гармония. А православный праздник в честь Петра и Февронии – день почитания семейных ценностей. Его в России отмечают 8 июля. Князь и княгиня прожили долгую и счастливую жизнь и умерли в один день. Мощи святых хранятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муром Владимирской области. Многим верующим они помогли обрести настоящую любовь, сохранить семью и родить детей. Памятники в честь Муромских святых есть во многих городах России, в том числе и в Иркутске.
Любопытный факт: позади, у ног Февронии, сидит зайчик. Люди верят, что если загадать желание и потереть нос бронзовому зверьку, оно непременно исполнится.

Мемориал «Вечный огонь»
Мемориал в честь Победы в Великой Отечественной войне появился в Иркутске 8 мая 1975 года. Созданный по проекту архитектора В. Федорина и главного художника В.Смагина, он представляет собой композицию из двух частей. Первая – три мемориальные доски на северном фасаде здания областного правительства. На них высечены имена 37 иркутян Героев Советского Союза. Также там запечатлено высказывание Марка Сергеева: «Вместе со всем народом ты ковала победу, Сибирь».

Другая часть комплекса – площадка «Вечного огня». Она обрамлена клумбой с газоном, в которую заложена капсула с землей с мест сражений, а также мемориальные плитки с выгравированными надписями: «Земля Керченская», «Земля Минская», «Земля Киевская», «Земля Волгоградская», «Земля Ленинградская», «Земля Московская», «Земля Новороссийская», «Земля Севастопольская», «Земля Смоленска», «Земля Бретская», «Земля Тульская», «Земля Одесская», а также «Земля с могилы Героя Советского Союза А. П. Белобородова. 9 мая 1992».

В ноябре 2006 года уже без мемориальной плиты захоронена капсула «Земля из Порт-Артура» (где погребены сотни советских солдат-воинов Восточного фронта Второй мировой). Также на площади установлены плиты с обозначением дат и сражений, в которых сражались сибиряки в других странах.
Сам Вечный огонь зажжен от факела на могиле Неизвестного солдата у стен Кремля в Москве. В Иркутск из столицы его доставили в специальном контейнере с тлевшим внутри огоньком в отдельном купе поезда с открытыми окнами. Зажгли вечный огонь 9 мая 1975 года. Честь выпала первому секретарю обкома КПСС Николаю Банникову, который и зажег газовую горелку под звуки гимна Советского Союза. Закончилось это мероприятие торжественным прохождением войск Иркутского гарнизона.
Место для создания мемориала «Вечный огонь» выбрано неслучайно. Именно отсюда уходили батальоны сибиряков сначала на вокзал, а потом – на фронта Великой Отечественной войны. Всего из Иркутской области ушли воевать больше 200 тысяч человек, 70 из них не вернулись, отдав свою жизнь за Родину.
Добровольцами для строительства памятного мемориала в честь героев-земляков вызвались больше 25 тысяч иркутян. Руководил процессом председатель Иркутского горисполкома Николай Салацкий.
Теперь в этом месте ежегодно в День Победы проходят массовые торжественные мероприятия. Также здесь находится пост старшеклассников №1. Юноши и девушки несут здесь почетный караул.
Продолжение маршрута по ссылке. Обязательно переходите дальше!
Маршрут составила Алина Майская
Автор фото Елизавета Кондратьева