Транссибирская магистраль — железная дорога, которая связала Европу с Азией, Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Фактическая протяженность магистрали составляет 9 298 километров. Великий Сибирский путь (так изначально называлась магистраль) был полностью введен в строй еще в 1903 году.
Транссиб идет от Москвы до Владивостока. Это самый длинный железнодорожный путь в мире. На Европу приходится около 19% длины магистрали, на Азию – около 81%, а условной точкой отсчета является 1778-й километр Транссиба (близ города Первоуральск).
Проложить дорогу на восток России было необходимо. До строительства железнодорожной магистрали добраться до городов Сибири и Дальнего Востока было крайне сложно. Здесь вспоминается путешествие Антона Павловича Чехова на Сахалин, которое началось 21 апреля, а закончилось 13 октября 1890 года. Драматург останавливался в разных городах по дороге из Москвы, но как бы то ни было, тогда такой марш-бросок считали почти самоубийством и точно — безумием. Примечательно, что строить Транссиб начали через год после того, как Чехов оказался на Сахалине — в 1891 году.
Идею же о необходимости создания единой железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке активно высказывал еще генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский в 1857 году. Но только к 1880‑м правительство Российской Империи серьезно занялось этим вопросом.
“В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно‑Уссурийской железных дорог, которые к 90‑м годам XIX века в основном завершили свою работу”, — пишет РИА Новости со ссылкой на открытые источники.
По их завершении, в феврале 1891 года, комитет министров принял решение начать строительство Великого Сибирского пути сразу с двух сторон — от Челябинска на Восток и от Владивостока на Запад.
Официальной датой начала стройки самого грандиозного железнодорожного пути в мире считается 31 мая (19 мая — по старому стилю) 1891 года, когда будущий император Николай II, тогда — наследник престола, заложил первый камень Уссурийской железной дороги. Александр III придавал этому проекту смысл чрезвычайного события в жизни империи. Важно помнить, что большая часть пути Транссиба прокладывалась в тяжелейших условиях холода, вечной мерзлоты, непроходимой тайги и полного отсутствия цивилизации. Дорогу нужно было прокладывать через широкие сибирские реки, горы, болота. Это требовало не только огромных финансовых вложений (по предварительным расчетам комитета по сооружению дороги, на нее запросили 350 миллионов золотом), но и человеческого ресурса.
Квалифицированных рабочих вербовали и перебрасывали в Сибирь из Центральной России, а большинство работяг были ссыльными, арестантами и солдатами. Также к работам привлекали жителей Сибири — от крестьян до мещан. В первый год на стройке Транссиба работали 9 600 человек, в разгар работ, с 1895 по 1896 годы, 84-89 тысяч человек, а на завершающем этапе в 1904 году — порядка 5 300 человек.
Работы осложнялись не только погодными условиями, но и техническими возможностями того времени. Дорогу прокладывали фактически голыми руками, в арсенале строителей были только топоры, пилы, лопаты, кирки и тачки. И даже с учетом этого ежегодно магистраль удлинялась на 500-600 километров.
Смычка рельсов на протяжении Великого Сибирского пути произошла 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1901 года, но регулярное движение поездов тогда еще не запустили. 14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года Великий Сибирский путь ввели в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал переправлялись на пароме. И только с 1 октября 1904 года, когда была открыта Кругобайкальская железная дорога, строительство Транссиба можно было считать завершенным. Теперь из Москвы до Владивостока можно было доехать напрямую по железной дороге.
А меньше, чем через 30 лет, постепенно начнется строительство БАМа — еще одного грандиозного проекта, которому мы посвятили отдельный материал: