В Иркутске и окрестностях построено более 60 храмов, соборов и церквей. Каждый уникален и достоин описания, но в одном обзоре обо всех не упомянуть. Поэтому мы выбрали пять храмов в центре города и рассказали их историю. 

Спасская церковь

Церковь по имя Спаса Нерукотворного образа – единственная сохранившаяся постройка Иркутского острога, следовательно, древнейшее здание Иркутска. В 1706 году у южной стены крепости усердием Иркутского воеводы Синявина и при поддержке горожан заложили фундамент Спасской церкви. Строил храм Моисей Иванович Долгих – московский каменщик, который до приезда в Иркутск работал на возведении Тобольского Софийского собора в городе Верхотурье. Долгих построил церковь в канонах старорусского стиля, а также добавил особый местный колорит.

Спасская церковь
Спасская церковь

Изначально храм встроили прямо в стену деревянного острога. На первом этаже был склад для казны. Поэтому прихожане попадали в саму церковь на второй этаж по деревянной галерее-гульбищу. На одной из решеток окна второго этажа есть надпись, зафиксировавшая 1760 год – время, когда у церкви появилась колокольня и храм обрел современные черты.

Также Спасская церковь примечательная тем, что она единственная в Сибири, имеющая роспись начала 19 века на внешних стенах. Также храм был расписан и изнутри. В 70-е годы 20 века внешнюю роспись смогли восстановить, а вот внутренняя утрачена, так как не поддавалась реконструкции.

На восточном фасаде можно увидеть три композиции. Левая показывает обряд крещения, вероятно, среди местных бурят. В центре – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. По одной из версий, в качестве главного персонажа, на которого надевают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий).

На южной стене изображены святые, во имя которых возвели Спасскую церковь. Под самым карнизом четверика изображён Николай Чудотворец, а ниже – святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды – лик Спаса Нерукотворного.

Революция 1917 года не обошла Спасскую церковь стороной. Она была на грани уничтожения. К счастью, этого не произошло, но для прихожан ее все-таки закрыли в 1931 году. В ней располагались и сапожная мастерская, и коммунальные квартиры. Также здесь жили прибывающие на строительство Дома советов, который возвели на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта 1931 года с колоколен Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили на переплавку. Позже помещения отдали под общежитие для рабочих Стройобъединения.

Спасская церковь в Иркутске

В 1960 году Спасскую церковь вновь хотели снести, как и Богоявленский собор, стоящий рядом, однако вместо этого решили провести реконструкцию. В 1982 году храм открыли для посетителей как выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 году музей передал ключи от церкви представителям Иркутской епархии и здесь вновь стали проводиться службы.

В 2007 году рядом с храмом шли археологические раскопки, в ходе которых специалисты обнаружили древнее кладбище и остатки Иркутского кремля. Здесь же нашли останки первых жителей Иркутска. Их торжественно перезахоронили с восточной стороны в специальной крипте.

Собор Богоявления

Собор Богоявления – второе старейшее каменное здание Иркутска. Его основали в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. В те времена он, конечно, сначала был деревянным и назывался Петропавловской церковью (по названию одной из башен кремля), но во время пожара 1716 года все постройки храма сгорели.

Через 2 года собор решили отстроить заново, но уже из кирпича. Однако царский указ 1714 года временно запрещал возведение построек из камня: строительство Санкт-Петербурга требовало слишком много денег и материалов. В 1718 году указ частично отменили и возрождение храма возобновили.

Деньги и драгоценности на Богоявленский собор охотно жертвовали горожане и гости Иркутска. Спустя шесть лет после закладки первого камня был возведен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Затем постепенно появлялись и другие здания.

Собор Богоявления
Фото Елизаветы Кондратьевой

Полностью достроен и освящен Богоявленский собор был 25 сентября 1746 года. В 1755 году началась постройка каменной ограды вокруг храма, а в 60-е годы 18 века появились еще три придела – во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. В 1797 году возвели отдельно стоящую колокольню.  Роспись храма сделал иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. Однако главную ценность представляют изразцы – многоцветные керамические облицовочные плитки. В Сибири есть лишь два памятника архитектуры, которые имеют изразцы – в Иркутске и Енисейске.

Между тем, на Руси такой вид украшения зданий появился в конце 14 – начале 15 века. Их изготавливали с помощью деревянных форм с вырезанным объемным рисунком (метод «набивки»). Почти тем же способом издревле делали русские пряники. Существовали изразцы терракотовые (без покрытия глазурями), муравленые (покрытые зеленой глазурью) и ценинные (украшенные цветными эмалями).

В свое время для Богоявленского собора сделали более трехсот изразцов. На части из них – лепестки и незатейливые узоры, а на других изображены сюжеты и образы из языческих преданий. На рисунках можно было увидеть кентавров, львов и даже единорогов.

Удивителен собор еще и тем, что его обошел великий пожар 1879 года. Почти вся историческая часть Иркутска тогда была сожжена дотла, а вот у ворот Богоявленского собора пламя остановилось. Храм не пострадал.

А вот «пламя советской власти» его не пощадило. В 1940 году Богоявленский собор передали Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Памятник архитектуры перестраивали так, как было нужно для производства. Поэтому его облик изменился до неузнаваемости.

– Здание Собора богоявления за 250 лет существования неоднократно перестраивалось, постепенно меняя свой внешний облик и внутреннюю планировку из-за разрушений, производимых периодическими землетрясениями, а также под влиянием «моды». Во время ремонта и перестройки церковники по своей невежественности стремились внести в архитектуру сооружения современные эпохе формы. Появлялась необходимость расширения помещений путем пристройки новых приделов, что коренным образом нарушала первоначальный облик архитектуры здания, – писали в журнале «Сибирь» 1974 года. – Кроме того, в различные десятилетия 18 и начала 20 веков периодически производилась реконструкция и осуществлялись ремонты. Ввиду этого, архитектура Собора Богоявления впитала в себя множество стилей и к началу 20 века сооружение приобрело уродливый вид.

К счастью, после войны здание собора признали памятником архитектуры, цеха хлебозавода оттуда выдворили и в 1967 году началась масштабная реконструкция. Первозданный облик восстанавливали по старинным рисункам, гравюрам и панорамам Иркутска. Даже обратились к портрету одного из губернаторов Михаила Сперанского, который хранится в Иркутском художественном музее. На изображении Сперанский сидит на веранде, через которую видно городской пейзаж и, в том числе, Богоявленский собор. В итоге, в изначальной версии церкви специалисты нашли черты древнерусской архитектуры 17 века.

На ремонт и реставрацию храма ушло 18 лет. Особо пришлось потрудиться над восстановлением изразцов. Почти все они были утеряны после того, как в Богоявленском соборе разместились цеха хлебозавода. Но преподаватель Иркутского училища искусств Алексей Шматько, имея те немногие образцы, несколько лет изучал, экспериментировал и искал точную методику изготовления причудливого декора. В конце концов мастер нашел оптимальный рецепт для глины и глазури и принялся к восстановлению.

Харлампиевская церковь

Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь, как и большинство иркутских храмов, первоначально была деревянной. Ее выстроили на средства посадского Емельяна Югова – мореплавателя и торговца – в 1738 году. Одна из древнейших церквей Иркутска.

Нижний ее придел во имя священномученика Харалампия был освящен святителем Иннокентием (Неруновичем) 24 января 1739 года. Верхний придел, как сообщает Летопись иркутского купца третьей гильдии Василия Кротова, строили казаки. 18 июня 1746 года он был освящен во имя архистратига Михаила наместником Вознесенского монастыря, архимандритом Нафанаилом.

Тогда же прихожане стали собирать деньги на строительство каменного здания церкви. Необходимая сумма набралась к 1777 году, когда и был заложен фундамент. К 1806 году Харлампиевская церковь стала двухэтажным пятипрестольным храмом.

Июньский пожар 1879 года повредил верхние приделы церкви, колокольню и ограду. Но в целом, здание выстояло. Кстати, при храме существовала богадельня, построенная на средства иркутского купца А.П. Трапезникова.

Харлампиевская церковь
Харлампиевская церковь

С 1841 года в Харлампиевской церкви обучались местные ребятишки, а с 1894 года И.С. Хаминов, староста и жертвователь храма, открыл при нем приют для слепых. Им обеспечивали не только проживание, но и обучение грамоте по системе Брайля, музыке, рукоделию и различным ремеслам.

В 1889-1890-е годы по проекту иркутского архитектора Владимира Рассушина вокруг церкви была сооружена ограда с каменными тумбами и ажурной кованой решеткой, выполненной на заводе братьев Бутиных.

В народе Харлампиевский храм зачастую называли «морским». Он был построен в «русском стиле морских открытий» и был связан с освоением русскими Америки и открытиями наших купцов-мореплавателей. Здесь благословляли моряков уходящих в морские экспедиции по дальнейшему освоению Сибири и русского Севера. Прихожанином церкви был и знаменитый мореплаватель Григорий Шелихов. Вместе с зятем – графом Николаем Рязановым – они стояли у истоков Российско-Американской компании. Кстати, Рязанов увековечен как главный герой красивейшей рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось».

Кроме того, 5 марта 1904 года именно в Харлампиевском храме обвенчались потомственная дворянка Софья Федоровна Омирова и 29-летний лейтенант флота, полярный исследователь, мореплаватель Александр Васильевич Колчак, готовившийся отбыть в самое горнило Русско-японской войны – в Порт-Артур. Венчание прошло тихо и скромно, на нем присутствовали лишь сами новобрачные, а также отец Колчака, который специально ради этого ненадолго прибыл в Иркутск.

Харлампиевская церковь помнит и другие славные имена. Например, недолгое время сторожем тут служил попавший в опалу потомок основателя Москвы князь Николай Долгорукий.

С наступлением революции Харлампиевская церковь сильно пострадала. Особенно во время декабрьских боев 1917 года. Тогда убранство храма было полностью разрушено, а уже в советскую эпоху, 10 марта 1932 года, церковь была и вовсе закрыта. Здесь разместили студенческое общежитие. Помещения делили перегородками, а из больших икон, оставшихся в храме, сделали двери.

Позже здание передали в собственность библиотеки ИГУ, потом сдавали в аренду разным организациям. Только в 1995 году по указу президента Харлампиевская церковь объявлена памятником культуры федерального значения и взята под охрану. Первый крест над обновленным куполом алтаря установили на пожертвования иркутян 14 октября 2005 года.

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь — единственный иркутский храм, внесенный в список уникальных храмов России как истинный образец «сибирского барокко». Он был построен в середине 18 столетия на Крестовской горе у начала Заморского тракта на месте деревянной церквушки. Она же была возведена на месте большого креста на горе, который горожане установили практически сразу после основания Иркутского острога.

Деревянная церковь была построена в 1719 году — аккурат к десятилетнему юбилею великой победы под Полтавой. В 1720 году церковь освятили в честь Святой Троицы. Но это название не прижилось. Иркутяне упорно не хотели называть новый храм по «имени», данному ему при освящении. В народе церковь именовали Крестовской в память об установленном здесь когда-то кресте, позже она стала именоваться уже официально Крестовоздвиженской.

Через 27 лет (в 1747 году) на Крестовской горе случился крупный пожар, ветхое здание церкви выгорело практически до основания. Новый храм решили строить каменным. Строительство церкви закончилось к зиме 1760 года. Работы длились 11 лет, но результат стоил того: в городе появился дивной красоты каменный храм.

крестовоздвиженская-церковь

В то десятилетие в Иркутске было построено сразу 13 больших каменных храмов. Но Крестовоздвиженская церковь существенно отличается от всех своих иркутских «современниц». Она уникальна. Чего стоили только одни слюдяные окна-витражи, которые прослужили церкви до 20 столетия! Внешний фасад здания, сложенный из кирпича, оформлен в стиле барокко — это самый актуальный стиль для второй половины 18 века. Крестовоздвиженскую церковь, помимо прочего, отличают восточные (монгольские и бурятские) мотивы, эклектичное сочетание в оформлении традиций Москвы и Украины.  Именно благодаря уникальной отделке церковь получила свою известность.

Иркутяне полюбили диковинный храм, который буквально парил над городом. Здесь крестились и венчались многие известные горожане. Например, в апреле 1851 года здесь состоялось венчание легендарного адмирала Геннадия Невельского с племянницей тогдашнего иркутского губернатора Екатериной Ельчаниновой.

В 1860 году главный придел храма переосвятили, наконец-то закрепив за церковью официально название Крестовоздвиженской, или церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а Троицким стал называться один из её приделов.

В советские время судьба церкви тоже была необычной. Уже в 1933 году по постановлению Советов богослужения здесь были прекращены. В данный момент Крестовоздвиженская церковь — это единственный храм в Сибири, где полностью сохранились интерьеры XVIII века. От разрушения советским периодом в истории храм, как ни удивительно, спасло то, что в нем хотели открыть антирелигиозный музей. В Крестовоздвиженский храм стали свозить церковную утварь и иконы практически со всех церквей города. Через несколько лет в храме даже установили первые стенды будущего Антирелигиозного музея, вот только открыть его не успели — началась Великая Отечественная война и отношение к религии вновь поменялось. В 1943 году богослужения в храме с позволения властей снова возобновили.  Более того, в течении пяти лет (до 1948 года) и открытия Знаменской церкви, Крестовоздвиженский храм стал соборным храмом Иркутска.

В 1986 году церковь закрыли на реставрацию, которая продолжалась долгих 10 лет. За это время в храме провели капитальный ремонт, обновили фасады и внутреннее убранство. Сейчас храм является памятником архитектуры федерального значения, он охраняется фондом ЮНЕСКО. Но сегодня, к сожалению, основные приделы храма закрыты для прихожан.

Входо-Иерусалимский храм

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим изначально строилась на Иерусалимском кладбище с одной целью – отпевание усопших. Возвели ее в 1795 году в центре кладбища на средства купца Михаила Васильевича Сибирякова. Этот же меценат построил в Иркутске знаменитый «Белый дом» и другие значимые здания.

К середине 19 века храм сильно обветшал, частично разрушился из-за землетрясения, поэтому было решено его разобрать, а взамен построить новый. На месте прежнего храма создали часовню, деньги пожаловала городская мещанка Качалова.

Для строительства нового Входо-Иерусалимского храма выбрали самую высокую точку в городе, поэтому с колокольни новой церкви были видны все иркутские храмы и монастыри. Все работы по проекту архитектора Деева, начавшиеся в 1820 году, закончились к 1835 году. Стройка шла неспешно: в 1823 году обрушился свод в уже почти готовой церкви, поэтому все пришлось начинать сначала. Иконостас выполнили по рисунку иркутского архитектора А. Васильева. Он, кстати, тщательно следил, чтобы всё делалось точно по плану. Освятили готовую церковь 25 июля 1835 года.

По традиции, в Советское время помещения храма приспособили под другие нужды. Купола снесли, здание перестроили, разделив на три этажа. Сначала в церкви располагался милицейский склад, затем общежитие, лыжная база, а последнее время культпросветучилище.

Со Входо-Иерусалимским храмом связана одна из самых жутких городских легенд.

Когда строительство храма подходило к концу, главный его купол ни с того ни с сего рухнул. Этот факт имеет документальное подтверждение. К счастью, во время случившегося никто не пострадал, но горожане сразу поняли – это дурной знак. И действительно, это место притягивало несчастья.

Позже в действующем храме внезапно покончила с собой молодая девушка. Она повесилась прямо под тем самым куполом. Через несколько лет на том же месте подобная история случилась с молодым человеком. Горожане стали опасаться этого места. Вскоре службы в церкви прекратились.

Даже в советские годы, когда в здании храма размещались разные светские учреждения, люди неохотно находились в этих постройках. По городу поползли слухи о том, что бывшая церковь полнится призраками самоубийц и других покойников. Вскоре строение полностью забросили и заколотили все входы и выходы.

Проверить городскую легенду на спор решили иркутские студенты. Один молодой человек, взяв с собой возлюбленную, условился провести в церкви целую ночь и доказать, что никаких призраков здесь нет. Парочка влезла в церковь через окно, их друзья остались снаружи. Вскоре они услышали грустную лиричную мелодию, которая раздавалась из заброшенного храма. Оказалось, что внутри ребята обнаружили старый рояль и девушка решилась сыграть на нем. После этого студенты оставили друзей одних и разошлись по домам.

Что в храме случилось ночью, не знает никто. Однако утром влюбленная парочка домой не вернулась. Через двое суток их нашли в заколоченном храме. Девушка умерла от разрыва сердца, а еще живой паренек прятался за роялем. Нижняя часть тела оказалась парализованной, он онемел, а чуть позже сошел с ума.

Говорят, что жуткие звуки рояля до сих пор можно услышать ночью в окрестностях храма.