«Книга рекордов Иркутской области» — уникальное издание, которое из года в год рассказывает о великих вехах в истории региона, крупных открытиях и самых уникальных людях нашей земли. Мы с удовольствием делимся с нашими читателями материалами из Книги, доступными в соцсетях и на сайте проекта.
Бодайбо – небольшой городок с населением 12 тысяч человек, затерянный в бесконечной сибирской тайге. При этом он широко известен как исторический центр золотодобычи в России. На протяжении полутора веков для развития промышленности – добычи драгоценного металла – здесь регулярно появлялись новаторские технологии.
Так, на Ленских приисках была запущена одна из первых в России гидроэлектростанций. Произошло это в 1896 году на прииске Павловском на реке Ныгри, притоке Вачи. Электростанция была оборудована двумя турбинами с общим валом, который вращал три динамо-машины мощностью по 100 кВт. В то время это была самая мощная ГЭС в Российской империи.
Энергия Ныгринской ГЭС на Павловском прииске обеспечивала работу механизмов, с помощью которых поднимали породу из шахты. Также ток по двум линиям с напряжением 10 кВт направлялся на соседние прииски. Это были первые в нашей стране высоковольтные линии электропередачи.
Всего в Ленском золотопромышленном районе до революции было построено шесть гидроэлектростанций общей мощностью 2 МВт. Здесь же впервые научились использовать их в круглогодичном режиме благодаря инновациям работавшего здесь инженера Якова Гаккеля. Впоследствии он стал известен как создатель одного из первых российских самолетов, а также первого тепловоза отечественной конструкции.
Вскоре, летом 1898 года, на ряде приисков на электрическую тягу был переведен подвижной состав на местной железной дороге. Так Ленский золотоносный район стал родиной первой электрифицированной железной дороги в России. Первый электровоз появился на прииске Надеждинском (современный Апрелевский).
Продолжились инновации и в советское время. Мамаканская ГЭС, построенная в 1961 году в 10 км от Бодайбо, стала первой ГЭС, возведенной в условиях вечной мерзлоты. В дальнейшем с учетом этого опыта были построены каскад Вилюйских, Колымская и другие ГЭС на севере страны.
Самая большая в мире машина для золотодобычи, драга № 601, также работала в Бодайбинском районе. Ее изготовили на Иркутском заводе тяжелого машиностроения им. В. Куйбышева в 1969 году.
Водоизмещение гиганта составляло 11 тысяч тонн, длина — 236 метров, высота — 54 метра. Один ковш мог зачерпывать до 600 литров породы, а всего драга использовала 169 ковшей. Оснащена она была самым современным на то время промывочным оборудованием и проработала без малого четверть века.