Старообрядческое село Тарбагатай находится в пятидесяти километрах от Улан-Удэ. Большинство жителей поселения — семейские, то есть, старообрядцы. Их культура и обычаи входят в Cписок объектов нематериального наследия ЮНЕСКО. Это одно из самых больших и древних старообрядческих поселений Забайкалья.

Старообрядцы поселились здесь еще в 1756 году, когда после раскола их выслали с территории Речи Посполитой. Им предложили продать все нажитое имущество и уехать в Сибирь всей семьей, поэтому их и называют «семейскими». В итоге, в конце XVIII века люди приехали в Верхнеудинск (ныне — Улан-Удэ) и пошли к местному комиссару — просить разрешение на поселение в «пустопорожнем месте». Как позже писал декабрист Андрей Розен, местный чиновник отвел прибывших в леса и предложил им самим выбрать место и дал им четыре года льготы от платежа подушных податей, чтобы те смогли обустроиться. По сведениям декабриста, через полтора чиновник приехал на место некогда непроходимой чащи и увидел прекрасно выстроенную деревню с пашнями и огородами.  

Тарбагатай
Тарбагатай

Через полвека — в 1810 году жители Тарбагатая построили первую старообрядческую часовню, с конца XIX века там проводились зимние ярмарки, на которых продавали изделия из чугуна и железа ручной работы. До революции там успели запустить паровые и водяные мельницы, кузницы, действовали лавки, церковно-приходская школа и училище. Село процветало. 

В 1919–1920 годах в окрестностях Тарбагатая шли бои красных и белых. В тот же период в селе были разрушены староверские молельни. Вместо церковно-приходской школы там открыли общеобразовательную, появились поликлиника, Дом культуры, спортивный клуб. Но семейские пронесли свои традиции и обычаи через все 75 лет Советской власти. Сегодня Тарбагатай — крупное село, центр Тарбагатайского района. Большую часть его населения по-прежнему составляют староверы. Живут они как и века назад: в небольших бревенчатых домах, украшенных резными наличниками и коньками. Двери, ставни и ворота тарбагатайцы расписывают яркими масляными красками. Здесь почти в каждом доме хранят старинные вещи: деревянные лавки, сундуки, скатерти, староверские иконы. Пожилые женщины по-прежнему носят традиционную одежду — сарафаны шестиполосного кроя, яркие рубахи, бисерные украшения. Отдельная уникальная традиция, которую удалось сохранить семейским — их пение. Песни обычно исполняют многоголосым хором, ритм и тональность могут меняться на протяжении одного куплета. певческие традиции старообрядцев села отдельно внесены в Список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В 1982 году в селе открыли этнографический музей “Элементы семейской старины”. Старинные вещи собирали сельчане. Самые ценные экспонаты коллекции — староверские иконы, которые привезли в XVIII веке переселенцы из Польши, и церковные книги XVII столетия.

Читайте также: Голендры — как голландцы оказались под Заларями из-за Столыпина

Фото: tonkosti.ru; culture.ru