Адрес: улица Сухэ-Батора, 1А
Собор Богоявления – второе старейшее каменное здание Иркутска. Его основали в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. В те времена он, конечно, сначала был деревянным и назывался Петропавловской церковью (по названию одной из башен кремля), но во время пожара 1716 года все постройки храма сгорели.
Через 2 года собор решили отстроить заново, но уже из кирпича. Однако царский указ 1714 года временно запрещал возведение построек из камня: строительство Санкт-Петербурга требовало слишком много денег и материалов. В 1718 году указ частично отменили и возрождение храма возобновили.
Деньги и драгоценности на Богоявленский собор охотно жертвовали горожане и гости Иркутска. Спустя шесть лет после закладки первого камня был возведен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Затем постепенно появлялись и другие здания.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Полностью достроен и освящен Богоявленский собор был 25 сентября 1746 года. В 1755 году началась постройка каменной ограды вокруг храма, а в 60-е годы 18 века появились еще три придела – во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. В 1797 году возвели отдельно стоящую колокольню. Роспись храма сделал иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. Однако главную ценность представляют изразцы – многоцветные керамические облицовочные плитки. В Сибири есть лишь два памятника архитектуры, которые имеют изразцы – в Иркутске и Енисейске.
Между тем, на Руси такой вид украшения зданий появился в конце 14 – начале 15 века. Их изготавливали с помощью деревянных форм с вырезанным объемным рисунком (метод «набивки»). Почти тем же способом издревле делали русские пряники. Существовали изразцы терракотовые (без покрытия глазурями), муравленые (покрытые зеленой глазурью) и ценинные (украшенные цветными эмалями).
В свое время для Богоявленского собора сделали более трехсот изразцов. На части из них – лепестки и незатейливые узоры, а на других изображены сюжеты и образы из языческих преданий. На рисунках можно было увидеть кентавров, львов и даже единорогов.
Удивителен собор еще и тем, что его обошел великий пожар 1879 года. Почти вся историческая часть Иркутска тогда была сожжена дотла, а вот у ворот Богоявленского собора пламя остановилось. Храм не пострадал.
А вот «пламя советской власти» его не пощадило. В 1940 году Богоявленский собор передали Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Памятник архитектуры перестраивали так, как было нужно для производства. Поэтому его облик изменился до неузнаваемости.
– Здание Собора богоявления за 250 лет существования неоднократно перестраивалось, постепенно меняя свой внешний облик и внутреннюю планировку из-за разрушений, производимых периодическими землетрясениями, а также под влиянием «моды». Во время ремонта и перестройки церковники по своей невежественности стремились внести в архитектуру сооружения современные эпохе формы. Появлялась необходимость расширения помещений путем пристройки новых приделов, что коренным образом нарушала первоначальный облик архитектуры здания, – писали в журнале «Сибирь» 1974 года. – Кроме того, в различные десятилетия 18 и начала 20 веков периодически производилась реконструкция и осуществлялись ремонты. Ввиду этого, архитектура Собора Богоявления впитала в себя множество стилей и к началу 20 века сооружение приобрело уродливый вид.
К счастью, после войны здание собора признали памятником архитектуры, цеха хлебозавода оттуда выдворили и в 1967 году началась масштабная реконструкция. Первозданный облик восстанавливали по старинным рисункам, гравюрам и панорамам Иркутска. Даже обратились к портрету одного из губернаторов Михаила Сперанского, который хранится в Иркутском художественном музее. На изображении Сперанский сидит на веранде, через которую видно городской пейзаж и, в том числе, Богоявленский собор. В итоге, в изначальной версии церкви специалисты нашли черты древнерусской архитектуры 17 века.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
На ремонт и реставрацию храма ушло 18 лет. Особо пришлось потрудиться над восстановлением изразцов. Почти все они были утеряны после того, как в Богоявленском соборе разместились цеха хлебозавода. Но преподаватель Иркутского училища искусств Алексей Шматько, имея те немногие образцы, несколько лет изучал, экспериментировал и искал точную методику изготовления причудливого декора. В конце концов мастер нашел оптимальный рецепт для глины и глазури и принялся к восстановлению.
После его кончины дело продолжили мастера-изразечники из Ярославля. Полностью восстановить изразцы Богоявленского собора удалось к 1985 году.
Эта локация включена в подробный авторский маршрут «От Похабова до Колчака». Чтобы пройтись по нему, перейдите по ссылке.