Адрес: Нижняя набережная

Московские ворота — то самое место, откуда начинали знакомство с Иркутском все его гости и путешественники. Арку стали строить в 1811 году в честь 10-летия восшествия на престол Александра I на пересечении улиц Московско-Ланинской (ныне Декабрьских Событий) и Нижней набережной Ангары. В те времена на левом берегу реки заканчивался Московский тракт, связывавший Сибирь и столицу России.

Московские ворота

Точно напротив великого сибирского пути, на правом берегу Ангары, была устроена городская застава со шлагбаумом и казенным помещением для караула. Здесь у прибывавших в Иркутск смотрели документы, регистрировали. Только после этого можно было двигаться дальше. Потому-то и решили городские власти сделать «пропускной пункт» более торжественным.

Закладка арки состоялась 9 июля 1811 года под песнь орудий. Под каждый из пилонов поместили закладные доски. На одну нанесли сведения об участниках тех событий, а на второй написали повод, в честь которого ворота создали. Уже 9 сентября 1813 года арку торжественно открыли.

Стоит отметить, что в те времена Московские ворота представляли собой четырехъярусной здание высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метра. Поверхность была выкрашена в желтый цвет, а детали отделки – в белый. Для украшения арки использовалась лепнина. На нижнем фронтоне, например, поместились два рога изобилия, из которых сыпались цветы и плоды. Также для украшений использовались голова быка, готический щит с жезлом Меркурия и разными орудиями. Все эти элементы имели свой смысл.

Московские ворота

Вот как их «прочитывали» в прошлом: «…переведенный на слова символический язык характерных для того времени эмблем гласит о мощи города (стенная корона), основанной на торговле (жезл Меркурия) продуктами культуры страны (символы земледелия и скотоводства: цветы, плоды, голова быка) и обеспеченной надлежащею властью (оружие и знамя).

В каждом из пилонов и на каждом ярусе располагались помещения для перевозчиков и караула. На самом верху организована чаепитная комната для встреч и проводов. В ней в день открытия был устроен прием для тогдашнего гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I. Внутри арки сидели смотрители заставы и работники станции общества спасения на водах.

Триумфальная арка построена по проекту французских инженеров-путейцев Пьера Базена, Жака Фабра, Шари Потье и Антуана Дестрема. Иностранные офицеры-политехники состояли на русской службе, их прислали в Россию в 1810 году по договоренности Наполеона и Александра I, чтобы они создали Институт инженеров путей сообщения. В 1812 году грянула война с Францией, и четырех инженеров сослали в Иркутск. Здесь они прожили два года и поучаствовали в сооружении Московских ворот.

Московские ворота

Кстати, именно через них возвращались домой ветераны войны с Наполеоном. Так что иркутскую арку можно по праву назвать триумфальной. Кроме того, в те времена она была единственным подобным сооружением за Уралом.

Функционал Московские ворота стали утрачивать со второй половины 19 века, когда у приезжающих перестали проверять и регистрировать документы. В 1880 году была проведена реконструкция арки, после этого в ней разместили губернский архив.

В начале 20 века вокруг Московских ворот разгорелись нешуточные страсти. Городская дума 13 мая 1911 года приняла решение снести памятник, через несколько месяцев изменив мнение на противоположное. Более того, та же самая дума выделила 6 тысяч рублей на реставрацию арки. Но денег не хватило, поэтому ремонт отодвигался все дальше. В 1928 году ворота обветшали до такой степени, что их всё же разобрали.

В августе 2009 года было решено восстановить Московские ворота к 350-летию Иркутска. Летом 2011 года, спустя 200 лет после закладки первого камня, началось строительство. Облик триумфальной арки воссоздавали по старым фотографиям и описаниям современников, так как оригинальные чертежи были утрачены навсегда. Уже через 3 месяца, за рекордно короткий срок, вновь воссозданные Московские ворота торжественно открыли.