Глазковский или Старый ангарский мост в Иркутске — это первый мост, который связал два берега областного центра на реке Ангаре. Он соединяет центр города и железнодорожную станцию «Иркутск-Пассажирский». Еще здесь отличное место для прогулок, ведь с моста в любое время суток открывается красивый вид на воду.

Глазковский мост в Иркутске
Фото: Петр Петрович Малиновский

Краткая история Глазковского моста

Раньше с левой стороны до города можно было добраться только по парому, который двигался вдоль стального троса силой течения. И то он появился лишь в 1857 году возле деревни Глазково. От нее мост, кстати, и получил свое название.

Писатель Антон Чехов вспоминал:

«…Подъезжаем к Иркутску — надо переплывать через Ангару на плашкоте (т. е. пароме). Как нарочно, точно на смех, поднимается сильнейший ветер… Я и мои военные спутники, 10 дней мечтавшие о бане, обеде и сне, стоим на берегу и бледнеем от мысли, что нам придётся переночевать не в Иркутске, а в деревне. Плашкот никак не может подойти… Стоим час-другой, и — о небо! — плашкот делает усилие и подходит к берегу. Браво, мы в бане, мы ужинаем и спим! Ах, как сладко париться, есть и спать!..» 

Необходимость в сооружении была острой, так как от Глазково начинался главный торговый тракт до Байкала. В 1891 году по проекту архитектура Николая Рассушина появился первый понтонный мост, а ленточку на его открытии перерезал будущий император Николай II.

Первый понтонный мост в Иркутске

В 1906 году Иркутская дума заказала инженерам Лушникову и Крылову проект нового моста. Правда грандиозную стройку пришлось отложить из-за Первой мировой и Гражданской войнами. Вернулись к ней только после смерти Владимира Ленина, а деньги собирали «всем миром». Поэтому мост еще называют Ленинским. Кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Александр Хобта рассказал о стахановцах, которые в 1930-е годы строили Глазковский мост. Подробнее об этом в видео.