Маршруты / Все

Исторический Иркутск: Знаменское предместье (Часть I)

Маршрут по Знаменскому предместью познакомит туристов с некоторыми «колчаковскими» местами в Иркутске, а также расскажет о жизни ремесленников и рабочих, живших в столице Восточной Сибири более ста лет назад. Удивительной красоты храмы, могилы декабристов, место гибели Верховного правителя России и первые иркутские предприятия – обо всем этом можно узнать в рамках этого экскурсионного маршрута.

Знаменский монастырь (улица Ангарская, 14)

Этот храм – старейший в Иркутской области женский монастырь. Его начали возводить во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы в 1689 году. Этот объект входит в число старейших монастырей Сибири. Сейчас является резиденцией митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

Работами руководил иркутянин Влас Сидоров, причем делал это весьма успешно. Уже к 1693 году его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской. Так как стройка шла во времена Петра I, который придавал христианизации населения Сибири огромное значение, царь сам лично пожаловал монастырю Евангелие. Издание в пудовом серебряном окладе можно увидеть здесь и по сей день. 

За полвека деревянный храм обветшал. Тогда в 1757 году иркутский купец Иван Бечевин пожертвовал средства на строительство каменного здания. Архитектурный стиль нового Знаменского монастыря был отчасти близок зодчеству средневековой Руси, однако имел и элементы «сибирского барокко». Первым был освящен Николаевский придел в 1760 году. Через 27 лет появился Казанский придел, а к 1794 году – Спасо-Преображенский.

 Спустя почти столетие в Знаменском женском монастыре проживало уже около 120 монахинь. Им было тесновато в существующих постройках. Тогда в 1886 известная иркутская благотворительница Александра Никоноровна Портнова, получив солидное наследство, пожаловала на строительство нового просторного двухэтажного каменного здания для монашеских келий 50 тысяч рублей серебром.

знаменский монастырь

К концу 19 века Знаменский монастырь стал крупным хозяйственным образованием. Он славился своими мастерицами, которые шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Для светского мира умелицы шили подвенечные наряды, дамские платья, изготавливали обувь и мастерили стеганые одеяла.

Помимо монахинь здесь проживали несколько отлученных от церкви женщин, которые выполняли самую трудную работы, чтобы очиститься от грехов, а также «государственные преступницы», высланные из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 во времена «бироновщины». При монастыре также были больница, образцовая школа женского духовного училища, странноприимный дом, церковно-приходская школа и приют для детей.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от MARINA (@m5r7n5)

После Революции, когда в Иркутске свергли режим Колчака и власть перешла к большевикам, все религиозные учреждения ждала не лучшая судьба. Некоторые из них разрушили, другие переоборудовали под свои нужды, третьи превратили в боевые укрепления. Так, например, было со Знаменским монастырем.

Монашек согнали в какое-то одно из помещений, беженцев разместили в другом. Остальное заняли советские войска, в числе которых были монголы и китайцы. Тихое святое место превратилось в военный лагерь с пушками, пулеметами и аэропланами.

В 1934 году Знаменская церковь окончательно закрылась и была отдана под рабочий клуб. Иконостасы разломали, стены разрушались от времени. Назад епархии монастырь передали лишь в 1945 году. В акте приемки говорилось о том, что к тому моменту сооружение было в отвратительнейшем состоянии: крыша куполов была разобрана, стекла выбиты, сломаны рамы, разрушены печи, каменные полы повреждены, забор разобран, памятники декабристов уничтожены.

Реликвии спасли у себя горожане. «Некая прихожанка Агриппина Жданова, жительница Иркутска, хранила у себя три антиминса, переданные ей протоиереем Михаилом Концевичем. В 1940-е она отдала один антиминс в Михаило-Архангельскую церковь, а два остальных – в Знаменскую». Евангелие, подаренное Знаменскому монастырю Петром I, хранилось в куче угля.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Андрей Беляев (@ab38ru)

30 августа 1960 года Знаменский монастырь поставили на государственную охрану, присвоив ему ранг памятников архитектуры федерального значения.

До наших дней из всех строений Знаменского монастыря есть лишь церковь, настоятельские кельи, святые ворота и монастырская ограда. Однако внутри хранятся многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме можно увидеть икону «Спас Вседержитель», облаченную в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791 году.

С 1990 года в Знаменском монастыре хранятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого) – первого правящего епископа в Восточной Сибири. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам. В особых случаях открывается рука святителя. Люди просят у него исцеления от болезней, помощи в борьбе с недугами.

В храме также есть частица мощей святителя Софрония, второго епископа Иркутского.

Еще один интересный объект на территории монастыря – некрополь. На нем хоронили многих настоятельниц и монахинь, погребена первая игуменья Акилина. Также здесь можно найти могилы основателя Русско-Американской компании Григория Ивановича Шелихова, супруги декабриста Трубецкого, захоронения декабристов Н. Панова, П.Муханова и В.Бесчаснова. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др.

 В советское время некрополь сравняли с землей, однако позже удалось найти и восстановить наиболее значимые захоронения.

Могила Григория Шелихова

Купец и мореплаватель Григорий Шелихов был человеком, в каком-то смысле опередившим свое время. Необыкновенно бойкий нрав и особый склад ума позволили ему еще с юных лет заняться коммерцией и выстраивать торговые отношения с сибирскими хозяйственниками. Родился он в Рыльске Белгородской области, но в 28 лет, после смерти родителей, Шелихов окончательно перебрался в Сибирь. Отсюда он устраивал свои экспедиции на Камчатку, а после и на Курилы и даже к берегам Японии за шкурками песца, морского бобра и морских котиков.

шелихов
Г. Шелихов. Портрет кисти неизвестного художника

Плавал Шелихов и к берегам Аляски и в Новый свет, где в 1784 году в гавани острова Кадьяк основал первое поселение. Только благодаря этому мореплавателю были тщательно исследованы Алеутские острова, он же положил начало «Русской Америке» на Аляске. Григорий Иванович в 1791 году основал Северо-Восточную компанию, которая в 1799 была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.

Шелихов собрал достаточное количество материалов, чтобы составить первую подробную этнографическую характеристику кадьякских эскимосов («коняг»), а также индейцев Аляски и прибрежных островов.

могила шелихова

В 1788 году награжден серебряной медалью и золотой шпагой, получил звание «именитого гражданина». Уже после смерти Григория Ивановича его жена и дети за заслуги отца были возведены в дворянское сословие.

Смерть застала Григория Шелихова внезапно на 47-м году жизни в июне 1795 года. Он заболел простудной горячкой и оправиться уже не смог. Похоронили Шелихова у алтаря Знаменского женского монастыря. В 1800 году по заказу вдовы Григория Ивановича на месте захоронения был установлен памятник, изготовленный на Екатеринбургской камнерезной фабрике. Супруга Шелихова также пожертвовала монастырю наследственный капитал на внутреннее украшение храма и постройку ограды. Только благодаря этому, а также стараниям зятя Шелихова – Николая Петровича Резанова (знакомого всем по рок-опере «Юнона и Авось») – памятник все-таки был установлен на территории монастыря.

На памятнике высечены эпитафии, написанные поэтом Гаврилой Державиным и действительным статским советником, поэтом Иваном Дмитриевым.

Могила Валентина Распутина

На территории некрополя Знаменского монастыря похоронен писатель Валентин Распутин, которого называют последним «писателем-деревенщиком» России. Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Когда ему было 2 года, семья переехала в деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.

распутин

После Великой Отечественной войны отца Распутина, который был начальником почты в Аталанке, арестовали и отправили под суд за то, что неизвестные срезали у него сумку с общественными деньгами. Григорий Распутин вышел из тюрьмы только после смерти Сталина, вернулся домой инвалидом. Мать писателя практически в одиночку растила троих детей.

В 1954 году Валентин Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Учебу совмещал с работой в газете «Советская молодежь», был принят в штат еще до окончания университета.

Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки…» опубликовали в 1961 году в альманахе «Ангара». Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя «Край возле самого неба». Следующей публикацией стал рассказ «Человек с этого света», напечатанный в газете «Восточно-Сибирская правда» (1964).

памятник распутину

Первая знаковая повесть Распутина «Последний срок» была издана в 1970 году. Затем появились «Уроки французского», повесть «Живи и помни». Самую легендарную повесть – «Прощание с Матёрой» – выпустили в 1976 году.

Затем было еще много других очерков, рассказов и повестей. По произведениям Валентина Распутина в разные годы были сняты фильмы «Рудольфио» (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, «Уроки французского» (1978) Евгения Ташкова, «Продается медвежья шкура» (1980) Александра Итыгилова, «Прощание» (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, «Василий и Василиса» (1981) Ирины Поплавской, «Живи и помни» (2008) Александра Прошкина.

Был Валентин Распутин и активным общественным деятелем. Участвовал в кампании по спасению озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. С 2009 года писатель был сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и еще многое-многое другое.

Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012), Премии президента РФ в области литературы и искусства (2003). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России – «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (2002, 2007), Александра Невского (2011).

Валентин Распутин был лауреатом многочисленных премий, среди которых премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премия имени Л.Н. Толстого (1992), премия имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), литературная премия Александра Солженицына (2000), премия имени Ф.М. Достоевского (2001), премия имени Александра Невского «России верные сыны» (2004).

В 2008 году писатель получил премию «Большая книга» в номинации «За вклад в литературу», а в 2010 – премию Святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия.

Скончался Валентин Распутин 14 марта 2015 года в Москве. Отпевание состоялось сначала в Храме Христа Спасителя, затем гроб с телом доставили в Иркутск, отпели в Знаменском монастыре и там же похоронили. В связи с кончиной писателя в Иркутской области был объявлен трехдневный траур.

Имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа» в 2015 году, а 15 марта 2017 года в Иркутске на улице Свердлова, 20, открылся музей Валентина Распутина.

Могила декабриста Николая Панова

На территории некрополя Знаменского монастыря можно найти несколько могил, в которых упокоились декабристы. Места их захоронения были на долгие годы забыты, лишь усердие и любопытство историков позволило в начале 21 века установить, где похоронены те участники восстания, которые до конца своих дней остались в Сибири.

Среди них – Николай Александрович Панов, который скончался в Иркутске на 48 году жизни 14 января 1850 года. Его место погребения отыскал историк и архивист Борис Кубалов, который собирал все материалы о пребывании декабристов в Сибири. Кубалову удалось установить, что могила Николая Панова, как и могила декабриста Петра Муханова, расположена слева от главного входа монастыря, на том месте, где некогда был разбит огород.

Опознать захоронение удалось по покосившемуся камню. На месте креста, украденного с памятника, стоял ушат с водой для поливки огорода. На одной из сторон надгробия остались едва заметные следы полувыветрившейся, когда-то раскрашенной «под золото» надписи: «Николай Алексеевич Панов. Скончался 14 января 1850 года. На 48 году от рождения».

Николай Панов родился 19 ноября 1803 года в дворянской семье, получил хорошее образование. Как потом он признавался во время следствия, вольные мысли приобрёл он от чтения книг. Когда Панову исполнилось 17, он поступил на службу подпрапорщиком лейб-гвардии Гренадерского полка. За особые заслуги в Отечественной войне 1812 года этот полк относился к разряду привилегированных и славился довольно либеральными настроениями. Недаром 11 служивших в нем в разное время офицеров оказались причастными к событиям 14 декабря 1825 года.

панов

В 1825 году Николай Алексеевич вступил в Северное тайное общество. 14 декабря 1825 года участвовал в восстании на Сенатской площади. После того, как бунт подавили, Николай Панов имел шанс избежать наказания и скрыться. Неизвестный предлагал ему партикулярную шинель, чтобы Панов мог беспрепятственно уйти с площади, но он отказался. Ночь декабрист провел у своего брата, а на утро, узнав, что много офицеров и солдат арестовано, добровольно поехал в Петропавловскую крепость и сдался.

Николая Панова приговорили к смертной казни, а по конфирмации – к вечным каторжным работам. В Сибирь он попал в 1827 году. Тогда срок его заключения сократили сначала до 20 лет, затем – до 15, а в декабре 1835 года – до 13 лет. Поэтому в 1839 году Панов после отбытия срока обращен на поселение и водворен в селе Михалевское (Иркутской губернии) на реке Ангара Жилкинской волости, потом в селе Урик в 20 километрах от Иркутска.

Здесь декабрист и умер, после чего был похоронен на территории Знаменского монастыря.

Могила декабриста Петра Муханова

Рядом с могилой декабриста Панова расположено захоронение Петра Муханова – литератора, историка, декабриста и штабс-капитана лейб-гвардии Измайловского полка. Он родился 7 (18) января 1799 года в дворянской семье. Его прадед был шафером на венчании Петра I и Екатерины I.

муханов

Учился Петр Муханов сначала в Московском университете, затем в училище колонновожатых, с 1816 года поступил на военную службу. В 1818 году вступил в Союз благоденствия. Многие источники пишут о том, что Муханов был членом Северного общества, однако членство ни в ним, ни в Южном обществе официально так и не было доказано.

Есть сведения, что Петр Муханов был против самодержавия, призывал к свержению и даже убийству царя. Когда случилось восстание декабристов и появились сведения о том, что его подавили, Муханов, находящийся в то время в Москве, предложил товарищам лично поехать в Петербург и убить Николая I. Только так, по его мнению, можно было выручить из крепости всех заключенных. Однако сделать этого не удалось.

Указ об аресте Петра Муханова вышел 6 января 1826 года, уже 9 января его арестовали в Москве и доставили в Петербург. 11 января заточили в Петропавловской крепости. Главным пунктом обвинения как раз и стало опрометчивое предложение декабриста убить царя. Несмотря на тяжесть обвинений (Муханов считался одним из опаснейших политических преступников), его приговорили не к казне, а к каторге.

Сначала, 23 октября 1826 года, Петр Александрович был отправлен в Свеаборг, оттуда в Выборгскую крепость; 8 октября 1827 года отправлен в Сибирь (по дороге был завезён в Шлиссельбургскую крепость). Наказание отбывал в Читинском остроге, а с сентября 1830 года – в Петровском Заводе.

К концу 1832 года каторга для Петра Муханова закончилась, он был обращен на поселение в Братский острог. Там он занимался исследованием реки Ангара, в том числе знаменитых Падунских порогов. Его гидрологические выкладки были использованы в 1950-1960-х годах строителями Братской ГЭС.

В Братске Муханов занимался земледелием, выращивал хлеб, вел хозяйство. Он первым в этих краях вырастил помидоры и арбузы, семена которых ему присылали почтой. По инициативе Петра Муханова и с его участием в Братске была построена деревянная церковь редкой красоты. Она простояла в городе более 100 лет, затем из нее сделали сначала кинотеатр «Ангара», затем – клуб села Леоново Братского района. Сейчас местные хотят восстановить церковь.

В ноябре 1841 года, после бесчисленных прошений матери Муханова, ее сыну разрешили перевестись на поселение в село Усть-Уда Иркутского округа, куда он прибыл в апреле 1842 года.

Правда, жить ему оставалось недолго. Известно, что Муханов лечился в Иркутске, в 1848 году проходил курс процедур на Туркинских минводах. Умер 12 (24) февраля 1854 года в Иркутске во время очередного лечения.

Петра Александровича похоронили в ограде Знаменского монастыря, однако со временем могилка потерялась. Как и захоронения других декабристов. Отыскали ее историки на месте, где в советское время разбили огород – территория слева от главного входа в храм.

Историк и архивист Борис Кубалов заметил характерную решетку, которая напоминала ограждения памятников декабристов Лунина, Юшневского и Муравьева. Освободив захоронение от хлама с огорода, исследователи смогли прочесть надпись: «Петр Александрович Муханов. Род. 1800 г. 7-го января, сконч. 1854 г. 12-го февраля. «Господи, прими дух его с миром». Блажени милостивые, якотии Бога узрят».

Могила Екатерины Трубецкой

Покоится на территории Знаменского монастыря и супруга декабриста Сергея Трубецкого Екатерина Ивановна, в девичестве графиня Лаваль. Она была дочерью французского эмигранта Жана Лаваля и Александры Козицкой, наследницы капиталов одного из богатейших людей России, купца Ивана Мясникова.

трубецкая

Современники отмечали, что Екатерина Лаваль не отличалась красотой, но была очень обаятельна, весела и обладала чудесным голосом. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Трубецким, который бы на 10 лет ее старше и считался завидным женихом: богат, умён, воевал с Наполеоном, получил звание полковника. В 1820 году Екатерина и Сергей поженились.

 После восстания 1825 года и ссылки Сергея Трубецкого в Сибирь, Екатерина Ивановна первой из жен декабристов добилась разрешения поехать за ним. Трубецкая прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года, а 8 октября того же года партию ссыльных, в которой находился ее муж, отправили на Нерчинские рудники. Екатерина Ивановна некоторое время ничего не знала о судьбе супруга, потом она просила у начальства разрешения следовать за Сергеем Петровичем и получала уклончивые ответы. После 5 месяцев в Иркутске Трубецкая получила предписание губернатора Цейдера из Петербурга с просьбой вернуться назад, но Екатерина была непреклонна.

трубецкая

 В то самое время в Иркутск прибыла и Мария Николаевна Волконская. Их, наконец, ознакомили с условиями, на которых жены декабристов смогут воссоединиться со своими мужчинами. Трубецкая и Волконская должны были подписать отказ от прав, на которые они могли претендовать согласно их званию и состоянию, отказаться от переписки и не получать денег в обход заводского начальства. Свидание с мужьями дозволялось во время и место, определённое тем же начальством.

 После того, как Трубецкая приняла эти условия, ее доставили в Благодатский рудник, где 10 февраля 1827 года она встретилась с Сергеем Петровичем.

 В 1839 году Трубецкой отбыл срок каторги, семейство переселилось в село Оёк, а в 1845 году им разрешили поселиться в Иркутске. По воспоминаниям Н. А. Белоголового, «двумя главными центрами, около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они имели средства жить шире, и обе хозяйки – Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая – и своею необыкновенною сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию…».

 В семье Трубецких долгое время не было детей, что сильно печалило Екатерину Ивановну. Однако в Чите у них родился первенец – дочь Александра. Всего же у Сергея и Екатерины было семеро детей: четыре девочки и трое мальчиков.

 Умерла Екатерина Ивановна 14 октября 1854 года от рака. Сергей Петрович в 1856 году был восстановлен в дворянских правах, но без княжеского титула, и получил дозволение покинуть Иркутск. По словам советского историка и писателя Натана Эйдельмана, когда пришла пора уезжать, Серей Трубецкой упал на гробовой камень жены в ограде Знаменского монастыря и «проплакал несколько часов, понимая, что никогда больше сюда не вернётся».

 Сергей Трубецкой скончался в 1860 году в Москве в доме на Волхонке. Похоронен на территории Новодевичьего монастыря.

Памятник Колчаку

Рядом со Знаменским монастырем, но уже за оградой, увековечена память еще одного легендарного человека – полярного исследователя, ученого-океанографа, военного и политического деятеля России, адмирала Александра Васильевича Колчака. Кстати, это единственный в стране памятник, посвященной этому человеку.

Известно, что в Иркутске Александр Колчак бывал несколько раз: отсюда он отправлялся в свои полярные и арктические экспедиции, здесь он венчался со своей супругой Софьей Омировой (подробнее об этом говорится в маршруте «От Похабова до Колчака»), здесь он отбывал свое недолгое заключение и был расстрелян в 1920 году.

колчак

Неудивительно, что единственный в России памятник Колчаку появился именно в Иркутске. Его установили в 2004 году к 130-летию со дня рождения Александра Васильевича. Инициатором увековечения памяти адмирала стал предприниматель Сергей Андреев: его фонд «Патриот» выделил средства на изготовление и установку.

Монумент выполнен из кованой меди, высота – 4,5 метра. Адмирал «одет» в «сухопутную» военную форму, то есть можно предположить, что перед нами изображен Колчак в период, когда он был Верховным главнокомандующим Русской армии и Верховным правителем России. 

Скульптором памятника стал народный художник России Вячеслав Клыков. У подножия памятника он изобразил барельефы двух солдат-братьев: один из них красноармеец, другой – белогвардеец. Оба они опустили оружие в знак примирения. По задумке Клыкова, памятник отражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и воссоединение расколотого общества.

Неслучайно и место установки памятника – на площадке у Знаменского монастыря в непосредственной близости к Ангаре и устью реки Ушаковка. Там, по мнению многих исследователей, и расстреляли Александра Колчака, а тело сбросили в прорубь.

Текст подготовила Алина Майская. Продолжение маршрута читайте по ссылке.

В наших соцсетях все самое интересное!

Вам может понравиться