Маршруты / Все

Исторический Иркутск: от царя до Ильича

Маршрут:

Памятник Александру III – Белый дом (ул. Гагарина, 22) – Краеведческий музей – Главный корпус ИГУ – Дом на Карла Маркса 3 – Дом архитектора Рассушина – Стадион «Труд» – Драмтеатр Охлопкова – Дом актера – Памятник Бутину – Памятник Вампилову – Здание ВСЖД – Русско-Азиатский банк – Памятник Ленину – Магазин «Антей».

Этот маршрут проведет вас через самое сердце города. Он охватывает кусочек улицы Карла Маркса, которая раньше называлась Большая или Большая Першпективная. В те годы ее не раз сравнивали с Невским проспектом в Санкт-Петербурге.

История улицы уникальна – после пожара 1879 года, в котором «погиб» деревянный Иркутск, Большая стала центром города. Обычные частные домики (которые еще в 19 веке считались наиболее удобными и дешевыми) сменились каменными зданиями, большинство из них сейчас включены в реестр памятников культуры. Власти попросту запретили строить на Большой любые деревянные дома. Саму улицу, в отличие от других, вымостили булыжником, благодаря чему исчезла грязь и можно было спокойно проходить или проезжать на повозках. Вдоль Большой, простиравшейся почти на 2 километра, появилось много магазинов, лавок, ресторанов и кондитерских. Улица стала главной в Иркутске и сохранила историю царских времен. Предлагаем познакомиться с ней.

Памятник Александру III

Вам будет любопытно узнать, что в Иркутске было два памятника императору Александру III. Первый появился в 1908 году, но «прожил» всего до 1920 года. Второй, максимально похожий, воссоздали в 2003 году. Император отсутствовал на своем месте 83 года, но история и здравый смысл все же восторжествовали.

Впервые памятник Александру III решили установить в честь окончания строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Магистраль связала центр страны с восточными окраинами. Это случилось благодаря императору Александру, поэтому его образ решили увековечить сибиряки. В 1903 году в Иркутске объявили сбор средств на сооружение памятника. Тогда удалось собрать около 150 тысяч рублей. Конкурс на проект скульптуры выиграл архитектор Роберт Бах. За эскиз он даже получил премию в размере 2 тысячи рублей.

Летом 1903 года заложили фундамент. Торжественное открытие было назначено на 30 августа 1908 года. В 8 часов утра население оповестили пятью пушечными выстрелами, а в 9 утра от собора Богоявления вышел крестный ход и проследовал по улицам Амурская (ныне Ленина) и Большая.

Император Александр III запечатлен в форме казачьего атамана сибирских войск. Высота фигуры – 5,5 метров, вес – 4 тонны. Высота памятника вместе с постаментом, который облицован гранитной плиткой, – почти 13,5 метров. Грани декорированы бронзовыми венками, гербами и портретами исторических личностей, которые помогали осваивать Сибирь. Ограду к монументу отлили в Санкт-Петербурге в 1912 году. В ее металлические ветви вплетены изображения Георгия Победоносца. Дополняют композицию фонари, которые стоят по углам памятника. Известно, что когда-то скульптура была центральным объектом разрушенного Александровского сквера.

Многие задаются вопросом: почему Александр III смотрит не на Ангару или город. Ответ на этот вопрос дан в журнале «Гудок»: в протоколе от 27 марта 1907 года записано: «При постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке теряется как бы основная мысль сооружения памятника, а именно на этом месте, на берегу Ангары, против проходящего Великого Сибирского пути… При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывается основная мысль, но со стороны города памятник много потеряет, и столица Сибири как бы обижена таким обращением к ней царя, призвавшего весь край к новой жизни. Если поставить фигуру в профиль, разрешаются удовлетворительно обе задачи. Соображаясь с местными условиями, представляется правильным поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу».

В 1920 году памятник Александру III сбили советские руководители во время первомайского субботника в соответствии с Декретом о памятниках республики. Затерли и надпись с текстом указа о строительстве Транссиба. Сам постамент оставили из-за его «высокохудожественности». Первое время бронзовый Александр стоял на территории Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества, потом бесследно пропал. Существует версия, что скульптуру царя переплавили и отлили из нее памятник Владимиру Ленину, который сейчас стоит на управлении ГЭС.

Постамент простоял без скульптуры 43 года. Сначала туда планировали установить памятник Ильичу, сопроводив фигурами рабочего и колхозницы. Затем, в 1947 году, на место Александра хотели водрузить памятник Григорию Шелихову, однако скульптура до Иркутска не доехала, оставшись в другом городе. В 1963 году появился шпиль, который называли памятником «Первопроходцам Сибири». В 1995 году с инициативой восстановить монумент Александру III выступила общественность города, но «пробить» вопрос удалось только к 2003 году. Свою роль сыграло яркое выступление писателя Валентина Распутина на заседании городской думы.

Практически точную копию монумента 1908 года создал архитектор Альберт Чаркин. Он восстановил облик Александра III по открыткам и фотографиям тех лет. Он тогда говорил: «Императора надо делать, чтобы он был, конечно же, узнаваем, добавив возвышенности. Это мое убеждение. Все памятники должны создаваться, как говорили древние греки, чтобы приподнять человека, не унизить, а именно приподнять».

Монумент был восстановлен на средства ВСЖД. Торжественное открытие состоялось в сентябре 2003 года.

Белый дом (улица Гагарина, 24)

Белый дом – один из ярких шедевров классицизма по всей России. Здание возвели в 1797 году по проекту Джакомо Кваренги по заказу купца 1-й гильдии и первого городского головы Иркутска Михаила Сибирякова. Михаил Васильевич построил его как свой семейный особняк. В нем хранилась богатая коллекция картин и других произведений искусства, обширная библиотека. Прообразом Белого дома стал ассигнационный банк в Санкт-Петербурге. Другого похожего здания в Иркутске нет.

Однако 1809 году Сибирякова отправили в ссылку, где он и скончался, а Белый дом сгорел. В 1821 году здание восстановили, повторив всё в точности так, как было. В 1837 году здание стало центром резиденции Восточно-Сибирского и Иркутского генерал-губернаторства. На втором этаже была приемная и рабочий кабинет генерал-губернатора, на третьем – личные покои. Всего до революции Белый дом «повидал» 15 начальников края.

Здесь также бывали писатель Иван Гончаров и государственный деятель Михаил Сперанский, декабристы Николай Бестужев, Сергей Трубецкой, Сергей Волконский, Михаил Лунин, адмиралы Геннадий Невельской, Евфимий Путятин, поэт Петр Шумахер, географ Пётр Кропоткин, летом 1891 Белый Дом посетил цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II).

В 1917 году, в дни революции, Белый дом стал большевистской крепостью, которой руководил командир партизан Павел Постышев. Тогда-то здание в очередной раз пострадало от обстрела. Чтобы согреться, осажденные жгли мебель и всё, что попадалось под руку. К концу осады здание было словно решето – пули лились градом на старинный особняк. В тех сражениях погибли 107 солдат, которых похоронили в братской могиле неподалеку от здания. Сейчас на этом месте стоит памятник «Борцам революции».

В 1918 году в Белом доме открылось первое высшее учебное заведение Восточной Сибири – Иркутский государственный университет. Первыми факультетами госуниверситета были историко-филологический и юридический. В 1939 году в Белом доме разместилась Научная библиотека ИГУ с книжным фондом в более чем 3 миллиона изданий.

Сейчас зданию присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Краеведческий музей (Карла Маркса, 2)

Напротив Белого дома расположен «мавританский замок», в котором разместился Иркутский областной краеведческий музей. Для России здания в такой стилистике крайне редки. Иркутску повезло, что Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества в 1882 году заказал эту постройку. За основу взяли проект иркутской синагоги архитектора Генриха Розена. Деньги на строительство «замка» собирали по всей стране, однако наибольший вклад сделали иркутские купцы. Раньше Приангарье славилось щедрыми меценатами, которым современники обязаны лучшими зданиями Иркутска.

На фризе здания нанесены фамилии первооткрывателей и исследователей Сибири – Витуса Беринга, Георга Стелера, Иоганна Гмелина, Петера-Симона Палласа, Фердинанда Врангеля, Иоанна Готлиба Георги, Герарда Миллера, Карла Фридриха фон Ледебура, Александра Фон Гумбольдта, Александра Миддендорфа. В 1901 году к 50-летию ВСОИРГО к списку добавили фамилии еще 6 ученых Маака, Максимовича, Норденшельда, Пржевальского, Турчанинова и Черского.

7 февраля 2007 года, в день годовщины гибели, на фриз нанесли фамилию адмирала и полярного исследователя Александра Колчака. Александр Васильевич дважды выступал с докладами в здании музея, рассказывая о своих полярных экспедициях, которые он совершил вслед за бароном Эдуардом Толлем. Несмотря на неоценимый вклад Колчака в развитие науки, в Иркутске нашлись противники того, что фамилия военного преступника красуется на здании музея. Это вызвало нешуточный скандал и даже судебные тяжбы. Однако пока противникам адмирала не удалось свести счеты с памятью о нём.

Сам Краеведческий музей основан 3 декабря 1782 года. Основатель – Франц Кличка. Это – старейший музей Сибири. В его фондах хранятся бесценные памятники историко-культурного наследия: предметы быта, документы, фотографии, свидетельствующие о жизни, материальной и духовной культуре народов Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Кореи, Китая и Монголии. Музей включает более 180 тысяч единиц хранения различных материалов, плюс огромнейший книжный фонд – более 520 тысяч бумажных изданий.

Краеведческий музей состоит из 8 отделов: истории, природы, выставочный отдел «Музейная студия», «Окно в Азию», детский музей, отделы фондов, развития и работы со СМИ, библиотека. Сотрудники музея, кроме того, создали музей-камеру Александра Колчака в СИЗО №1 Иркутска.

Здание ИГУ (Карла Маркса, 1)

О здании, в котором сейчас расположен административный корпус ИГУ, известно не так много. Его построили в 1960 году, вероятно, для нужд старейшего вуза. Однако в течение некоторого времени в нем располагался факультет филологии, на котором в те времена учился Александр Вампилов. В память об этом на фасаде здания в 1997 году появилась табличка: «Здесь в 1955-1960 годах учился выдающийся русский драматург Александр Вампилов».

Административный корпус госуниверситета достойно гармонирует с Белым домом, хоть и не связан единым стилем или композицией. У центрального входа стоит бюст профессору Моисею Рубинштейну. Он был первым ректором ИГУ.

В советское время часть территории вокруг главного корпуса отделили и вместо огорода, который там располагался, по проекту архитектора Б. Кербеля построили особняк облисполкома, больше известный иркутянам как гостиница «Ретро». В народе ее называют «Дом Фиделя Кастро». Изначально здание возводилось под общагу работников крайисполкома, однако в 1960 году его перестроили к визиту 34-го президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. Из-за шпионского скандала глава Америки так и не побывал в Иркутске, зато в мае 1963 года к нам приехал лидер коммунистической Кубы Фидель Кастро. Нетрудно догадаться, где он остановился. Есть сведения, что из поездки в Приангарье Кастро привез себе на память живого медвежонка.

Кроме того, в гостинице побывали лидер Югославии Иосип Броз Тито, первый президент Польши Войцех Ярузельский, федеральный канцлер Германии Гельмут Коль, премьер-министр Индии Индира Ганди, английская принцесса Анна и принцессы Ближнего Востока Шамс Пехлеви и Алия аль-Хусейн, а также первые секретари ЦК КПСС Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, а также первый президент России Борис Ельцин.

Дом на Карла Маркса, 3

Дом, стоящий на углу Карла Маркса и 5-й Армии, некогда принадлежал купцу Якову Метелёву. Род Метелёвых – нижнеудинские, балаганские и иркутские купцы конца 19 – начала 20 века.

Яков Ефремович Метелёв родился в 1892 году и прожил до 1919 года. Его дядя (Яков Иванович Метелёв) вместе с приятелем основали Торговый дом «Щелкунов и Метелёв», который впоследствии перешел в управление племянника. Также Яков Ефремович владел собственным особняком, магазином и кожевенным заводом в селе Кимильтей. Известен тем, что сдавал городскую недвижимость в аренду. В 1914 году на него было совершено покушение, а главными обвиняемыми стали родные дети Якова Ефремовича. Правда, в конце концов дело закончилось оправданием обвиняемых.

Сам дом построен в 1880-1890 годах для купца Ивана Яковлевича Чурина – владельца фирмы «Чурин и Co». Под маркой «Чурин» в Харбине до сих пор продаются продукты, изготовленные по старинным русским рецептам. В усадьбе в середине 1900 годов находилось управление землеустройства и переселения в Иркутской губернии. В 1907 году здесь разместилось нештатное вице-консульство, а позже и генеральное посольство Франции в Сибири. С 1920 года в здании работает Иркутский институт эпидемиологии и микробиологии.

Особняк Владимира Рассушина

Сейчас в этом здании по адресу Карла Маркса, 10 находится фармацевтический корпус Иркутского государственного медицинского университета. Но еще в начале 20 века здесь жил иркутский архитектор Владимир Рассушин. Его особняк – единственное деревянное здание на улице Большой.

Владимир Александрович Рассушин родился в 1858 году в Нерчинске. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Иркутск, где мальчик окончил техучилище. В 1881 был зачислен в Санкт-Петербургское строительное училище, после окончания которого в 1886 году вернулся в Иркутск и сразу же был назначен на должность иркутского городского архитектора.

Многие здания в столице Восточной Сибири, построенные по его проектам, стали памятниками архитектуры. Например, Успенское училище (ул. Красноказачья, 9), где сейчас располагается Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области, Городское пятиклассное Александро-Мариинское училище, ныне – Байкальский государственный университет, Дом общественного собрания, в котором сейчас находятся ТЮЗ имени Вампилова и областная филармония, здание мэрии Иркутска и многое другое.

Однако вернемся к семейному особняку Рассушина. Он построен в 1902 году по авторскому проекту главы семейства. Однако оформлен дом на имя супруги Рассушина Евдокии Ивановны. Здание имеет два этажа и включает в себя не только сам особняк, но и кирпичную мастерскую. Ее архитектор пристроил в 1906 году.

Общая площадь здания – 1248,4 квадратных метра. На крыше красуется фигурный металлический шпиль с флюгером, на котором указана дата постройки особняка. Также интерес представляли лестницы с фигурными балясинами (были уничтожены после революции), потолки с лепными розетками, барельефы и прочие элементы декора, которые срезали с приходом советской власти. До наших дней дожили лишь несколько наименее броских лепных розеток на потолках. Между тем, внешний облик полностью здания сохранился до наших дней.

После революции Владимир Рассушин пробыл в Иркутске недолго. В 1920 году он вместе с эшелоном японской миссии уехал в Маньчжурию, стал городским архитектором в Харбине. Скончался в 1934 году.

Его особняк национализировали и передали под Сибирский музей социальной медицины при медфаке Иркутского госуниверситета. В 1963 году здание передали для размещения профильных кафедр фармацевтического факультета Иркутского государственного медицинского университета.

Стадион «Труд» (Карла Маркса, 12)

Стадион «Труд» – старейший и крупнейший в Иркутске стадион. Вмещает до 17 тысяч 800 зрителей. Его строительство началось в 1922 году, однако современный облик стадион обрел спустя 62 года. До этого на месте стадиона была так называемая Детская площадь, на которой маршировали солдаты казарм, построенных на улице Красного Восстания.

Затем место превратилось в заброшенный пустырь. Городским властям это надоело и они добровольно-принудительно собрали строителей гимнастического городка (так официально называлось сооружение) из числа совнаркомовских работников и народных связистов, чтобы те возвели спортивное сооружение.

«Труд» – это уже четвертое название стадиона, был он «Пишевиком», а позже – «Авангардом». Но изначально получил имя председателя губернского исполкома Павла Шиханова. По нынешним меркам должность Шиханова сравнима с постом губернатора региона. Он оказался одним из инициаторов возведения спортивного объекта. Других сведений об этой персоне мало и даже в «Летописи города Иркутска». Однако главным идейным вдохновителем был губернский военный комиссар Витольд Грузинский. Судьба его в еще большей степени загадочна. Люди говорили, что Грузинского арестовали и расстреляли, в архивах же были сведения, что Грузинского перевели в Томск в 1923 году. Так или иначе, открытия своего детища Витольд Грузинский, похоже, не дождался.

В газете «Власть труда» есть заметка о церемонии открытия: «Следует отметить хорошие живые пирамиды и скверную музыку…Бокса, собственно говоря, не было, так как полное отсутствие техники у участников показывают их незнакомство с этим видом спорта, и категорически рекомендуем больше не допускать такого бокса». Также корреспондент подметил много других недостатков наспех построенного стадиона.

Через год, 14 декабря 1924 года, на стадионе открылся первый каток.

В 1951 году спортивный объект сгорел. Новый, каменный, строили заключенные. Обустраивался стадион частями в течение более трех десятков лет: Западная трибуна возведена в 1954 году, Восточная – в 1967-м, Северную вместе с Дворцом спорта сдали в эксплуатацию в 1976-м, а Южную еще спустя десять лет, приурочив это событие к международному турниру по хоккею с мячом. Спортобъект, наконец, приобрел свой современный вид во второй половине 80-х годов. Название «Труд», по одним данным, стадиону присвоено в 1957 году, по другим – в 1958.

Рекорд по количеству зрителей «Труд» поставил в 1999 году, когда на матч «Сибскана» – «Водник» пришло около 31 тысячи зрителей.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Борцы Хогота (@wrest.khogot)

Драматический театр имени Охлопкова (Карла Маркса, 14)

Еще одно неповторимое украшение улицы Карла Маркса – Драмтеатр им. Охлопкова. Его история начинается еще в 18 веке. Иркутск стал третьим провинциальным городом России и первым – в Сибири, в котором был светский театр. Первое представление сыграли в 1787 году. Эту дату и принято считать годом основания. Тогда труппу набрала жена местного коллежского советника Мария Троепольская. Она же стала первой актрисой и режиссером.

В 1790 году путешественник Иоганн Сиверс писал: «Как, спросите вы, театр в таком отдаленном пункте? Да, совершенно верно, и вы еще более удивитесь, когда я вам скажу, что актеры – местные уроженцы, которые в жизни своей никогда не видели никакого театра, и все-таки их представление было искусным, и музыка очень недурна».

Ссылка в Иркутск декабристов разнообразила театральную жизнь города – обновлялась тематика и культура постановок. Однако все они разыгрывались на дому. К середине 19 века иркутяне поняли, что им необходим постоянный театр с собственным зданием. Первое, но деревянное, здание у театра появилось в 1851 году. Оно «погибло» в Великом пожаре. Тогда в 1897 году по проекту лучшего театрального архитектора России Виктора Шрётера, который создал несколько десятков лучших зданий Петербурга, в Иркутске построили нынешнее здание театра – жемчужину столицы Восточной Сибири. Кстати, средства на его постройку жители города собирали по подписке.

Долгое время в театре не было постоянной труппы. На сцене выступали приезжие артисты, даже играла Вера Комиссаржевская. Но всё изменилось, когда в 20-е годы в Драмтеатр пришел работать Николай Охлопков. Он провел настоящую реформу. В репертуар стали попадать спектакли на военную тематику, постановки, затрагивающие актуальные проблемы современности. Заслуг у Николая Павловича было столько, что спустя время Драмтеатру присвоили имя Охлопкова.

Иркутский театр подарил миру местных драматургов Игнатия Дворецкого, Павла Маляревского, Беллу Левантовскую, Марка Сергеева. Здесь же начинал свой путь Александр Вампилов, Драмтеатр неоднократно ставил все пьесы талантливого земляка. Кроме того, раз в два года в Иркутске проходит международный театральный фестиваль современной драматургии имени Вампилова.

Также прочно связано с театром имя выдающегося писателя Валентина Распутина. Многие его произведения поставлены на сцене Драмтеатра и до сих пор есть в репертуаре. Например, «Последний срок», в котором главную роль исполняет заслуженная артистка России Наталия Королёва, писатель смотрел сам и очень высоко оценил работу иркутских артистов.

В театре работает Театральный музей, которому уже больше 30 лет. Все экспонаты для него лично собирал актёр, исследователь, автор книги о театре «Иркутская антреприза», заслуженный артист России Виталий Петрович Сидорченко. В музее хранятся даже афиши и программки начала 20 века. Одну из афиш Виталий Петрович нашел в старинном самоваре на руинах деревянного дома.

Если говорить про само здание театра, то стоит отметить, что его внешний облик ничуть не изменился за более чем 120 лет, а вот площади расширились. В 1997 году произошла масштабная реконструкция театра. Также к нему сделали пристрой, превышающий площадь основного здания. Это дало возможность открыть в Драмтеатре не только основную, но и камерную, а также экспериментальную сцены. В 1999 году обновленное здание открылось для посетителей.

Специалисты отмечают, что акустики такого уровня нет ни в одном провинциальном театре. Убранство зала до сих пор заставляет посетителей замирать от восторга. А люстра, которая весит 800 килограммов, слывет звездой иркутского инстаграма.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Драмтеатр им.Н.П. Охлопкова (@dramteatr_ohlopkova)

Помимо главной сцены в основном здании есть три декоративных зала – голубой, зеленый и розовый. Раньше в них собирались горожане перед спектаклем и в антракте, чтобы обсудить постановку и просто пообщаться. Сейчас в розовом зале располагается буфет театра, а зеленый и голубой все также служат местом общения.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Драмтеатр им.Н.П. Охлопкова (@dramteatr_ohlopkova)

Во время ремонта 2017 года специалисты театра выяснили, что когда-то в голубом зале был камин. Поэтому похожий камин заказали на одной из фабрик Санкт-Петербурга и доставили в Иркутск. Теперь он как и раньше украшает парадный зал Драмтеатра.

Иркутск драмтеатр

Дом актёра

Дом актёра, как его сейчас называют, когда-то принадлежал нерчинскому купцу Михаилу Бутиным. Он был золотопромышленником и виноделом, известным на весь город. В 1872 году Михаил Дмитриевич приобрел участок земли в Театральном проезде, но сам особняк появился здесь спустя 24 года. В 1896-1897 годах началось строительство по проекту иркутского архитектора Алексея Кузнецова. Стиль здания – деревянный модерн.

О личности Михаила Бутина известно, что он любит путешествовать, объехал многие города России, Европы и Америки. В 1866 году вместе с братом Николаем организовал фирму «Торговый дом братьев Бутиных». В нее ходили железоделательный, солеваренный и 3 винокуренных завода, около 50 золотых приисков в Забайкальской, Амурской и Приморской областях. Также Михаил Дмитриевич славился своими добрыми делами. В родном Нерчинске на его средства открывались аптеки, типографии, гимназии, музыкальные школы и духовные училища.

Однако вернемся к дому Бутина. После смерти купца в 1907 году здание перешло в городскую собственность. В его стенах в декабре 1917 года после девятидневных боев с контрреволюционерами большевики Павел Постышев, Валериан Дмитриевский и другие подписали перемирие с врагом. В 1918 году здесь жил начальник Сибвоенкомата Александр Таубе.

Дальнейшая судьба дома Бутиных незавидна: в 1935 году его превратили в коммуналку. В небольшом здании теснились около 15 семей. В доме была лишь одна кухня, а удобства вообще располагались на улице.

С 24 марта 1980 года особняк стал называться Домом актёра, здесь же находится местный Союз театральных деятелей. Кроме того, здание является камерной сценой Музтеатра Загурского.

В 1974 году у дома снимали сцену из фильма «Звезда пленительного счастья» о судьбе декабриста Анненкова.

В Доме актера бывали выдающиеся персоны театра и кино: Лия Ахеджакова, Роман Громадский, Марина Неелова, Игорь Владимиров, Галина Волчек, Вениамин Смехов. Запомнились творческие встречи с актерами Евгением Леоновым, Олегом Янковским, Сергеем Юрским, Александр Калягиным; с известными литераторами: Булат Окуджава, Натан Эйдман, Андрей Битов, Евгений Евтушенко. В Доме актера пел Александр Градский.

Памятник Бутину

Неподалеку от Дома актёра стоит памятник его первому владельцу – купцу Михаилу Бутину. Его установили в 2019 году по инициативе владельца «Байкальской визы» Дмитрия Матвеева. Автор скульптуры – Илья Ставский, знакомый иркутянам по памятнику Туристу, а также композициям «Виолончель», «Свидание» и «Солнечные часы».

Памятник Бутину стоит возле современного ресторана «Эстрада», на месте которого во времена купца были винные склады.

В 50-80 годы 19 века Михаил Бутин слыл богатейшим купцом Иркутска. Он торговал очищенными виноградными винами разных сортов, а также спиртом Ново-Александровского винокуренного завода (где позднее расположился Александровский централ). Продавал наливки и водку по умеренной цене. У него было два винных склада, один на Петрушиной горе (это в районе Иерусалимской горы), а второй – возле Драматического театра.

Однако не забывал Михаил Бутин и о благотворительности и общественной деятельности. Он трижды становился гласным Иркутской гордумы, а в 1893 году пожертвовал 2 тысячи рублей на строительство городского театра. Спонсировал развитие Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, поддерживал деятельность первого иркутского детсада, был директором иркутского комитета о тюрьмах, постоянным членом Благотворительного общества. Также он писал статьи.

Конец жизни Михаила Дмитриевича был тяжелым. Другие иркутские купцы посодействовали в разорении Бутина, после чего он вернулся в родной Нерчинск, где и умер в 1907 года от болезни.

Перед смертью всё свое состояние – почти 2 миллиона рублей – Бутин завещал нерчинскому общественному управлению. Деньги пошли на устройство и содержание 10 сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта. Родственникам купец оставил лишь 150 тысяч, а супруге он отдал особняк, который оказался ей не нужен.

Несмотря на то, что памятник Бутину появился в Иркутске недавно, в народе уже рассказывают о примете, связанной с ним. Нужно подсесть к купцу на лавочку, пожать ему правую руку и потереть саквояж. Это поможет притянуть богатство и успех.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Ресторан «Узбекистон» (@restoranuzbekiston)

Памятник Вампилову

Появление памятника Александру Вампилову в Иркутске связано с именем политика Бориса Немцова. Он приехал сюда в 2001 году. На одной из встреч с городской общественностью и деятелями культуры заговорили о том, что в Иркутске не хватает памятника земляку-драматургу. Того скромного обелиска, что стоит в Листвянке у места гибели Вампилова, явно недостаточно. Поэтому собравшиеся тут же начали сбор подписей и средств. Борис Немцов первым подписал петицию и пожертвовал 30 тысяч рублей на установку памятника.

Спустя два года, в 2003, памятник Александру Вампилову установили неподалеку от Драмтеатра Охлопкова. Место выбрали неслучайно: здесь поставили все его пьесы, здесь зажглась звезда Вампилова-драматурга. Кроме того, чуть дальше по улице – университет, где учился Вампилов.

Скульптор монумента – народный художник России Михаил Переяславец. Он изобразил Вампилова обычным, скромным человеком, каким он и был при жизни. Мало того, что сам памятник невысок – всего 2,5 метра (чтобы подчеркнуть тот факт, что Вампилов никогда не ставил себя выше других и не считал себя в чем-то лучшим), так еще и вместо постамента – обычная плита. По замыслу автора «писатель стоит на пологом берегу, на который набегает волна и увлекает за собой гальку и ракушки».

Раз в два года, когда в Иркутске проходит Вампиловский фестиваль, памятник драматургу «зарастает» цветами и гроздьями рябины. Каждое лето рядом с монументом высаживают розовые кусты и другие цветы.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ИРКУТСК (@irkutskpesh_com)

Здание ВСЖД (ул. Карла Маркса, 7)

Многие думают, что здание управления ордена Трудового Красного знамени Восточно-Сибирской железной дороги, как и другие дома на улице Большой, имеет давнюю историю и построено больше века назад. На самом деле здание появилось в Иркутске в 30-е годы 20 века, а свой современный облик приобрело в 50-х. Первоначально инженер-архитектор Казимир Миталь возвел типичное советское здание в стиле конструктивизма: с большими выступающими окнами, прямыми линиями и балочными конструкциями.

Затем архитектор Д. Гольштейн его перестроил, существенно расширив площади, добавив декоративных элементов. Площадь остекления Гольштейн уменьшил, чтобы здание было более теплым. Мастер полностью переделал парадных вход, сдвинув его южнее. За счет этого получилась относительная симметрия строения. Также архитектор снабдил его пилястрами, рядом колонн на центральной части фасад. Так строгая геометрия конструктивизма стала соседствовать с лепниной и горельефами сталинского ампира.

Где-то наверху, среди изображений рабочего, колхозницы и других советских людей, есть горельеф Иосифа Сталина. Также на нем имеется мемориальная доска Борису Константиновичу Саламбекову – инженеру железной дороги. Надпись на ней гласит: «В этом здании работал выдающийся инженер путей сообщения, начальник Восточно-Сибирской железной дороги с 1961 по 1964 гг. Борис Константинович Саламбеков (1907 — 1978 гг.)».

Управление Восточно-Сибирской железной дороги располагается в здании и по сей день. Также там находится столовая, в которой любой горожанин может пообедать за скромную сумму.

Здание ВСЖД – памятник архитектуры федерального значения.

Русско-Азиатский банк (ул. Ленина, 38)

Это здание построено в 1910-1912 годах в стиле модерн талантливым иркутским архитектором Вадимом Коляновским. Вадим Иосифович был ведущим специалистом своего дела перед революцией.

В начале века в столице Восточной Сибири потребовалось разместить иркутское отделение Русско-Азиатского банка – одного из крупнейших частных банков в стране. Он финансировал промышленность, благодаря чему в России стали развиваться металлургические, машиностроительные и другие предприятия. В Иркутске подходящего здания для финансового учреждения не нашлось, поэтому решили построить собственное.

Примечательно, что фасады здания, выходящие на Ленина и Карла Маркса, решены по-разному. Верхушку венчает небольшой купол с флюгером.

В 1914 году в здании Русско-Азиатского банка проходило совещание по вопросам освоения Северного морского пути. Однако уже в 1917 году банк упразднили.

Серьезный урон зданию нанесли декабрьские бои 1917 года в Иркутске. Тогда в столице Восточной Сибири шла ожесточенная борьба за установление красной власти. По количеству жертв бои в Иркутске стоят на втором месте в России после похожих событий в Москве. Эти действия стали прологом гражданской войны в Сибири.

В те страшные дни здание Русско-Азиатского банка разграбили, часть денег безвестно пропала, часть конфисковали. Помещения же для своих целей использовали новые власти. Сначала здесь заседал губернский военно-революционный комитет, а в ноябре 1919 года из Омска в Иркутск эвакуировалось правительство Александра Колчака. Они заседали в здании Русско-Азиатского банка в течение 50 дней – с 14 ноября 1919 до 4 января 1920 года, сделав Иркутск на время столицей «Белой России». Здесь же правительство Колчака прекратило свое существование.

С 1920 года здание заняли руководящие органы советской власти, а уже в 1930 Русско-Азиатский банк стал использоваться в качестве Центральной амбулатории. Сейчас здесь располагается поликлиника № 3.

Сейчас на фасаде, смотрящем на улицу Карла Маркса, по обеим сторонам от медальона с рельефным изображением профиля императрицы Екатерины II установлены две одинаковые отзеркаленные скульптуры со скипетрами и державами. Их установили на здание в 80-х годах. До этого на фасадах красовались символы медицины и гигиены. Они появились на здании в 50-е годы и отражали его функциональную принадлежность. Кое-где на окнах можно до сих пор увидеть кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями.

Между тем, изначально на месте фигур со скипетром и державой на фасаде были изображения бога торговли Гермеса и богини правосудия Фемиды. Барельефы Медузы Горгоны на здании Русско-Азиатского банка в Иркутске, помещенные в обрамление овальных проемов угловой башни, призваны охранять капиталы.

Памятник Владимиру Ленину, магазин «Антей»

Самый большой из трех памятников Ленину в Иркутске. Установлен в 1952 году на месте снесенной Воскресенской кирхи евангелическо-лютераской церкви Ингрии, которую в 1885 году построили в Иркутске по проекту Г. Розена. В 1919 году ее закрыли и передали под общагу студентов Пединститута.

Решение об установке памятника Ленину приняли 23 января 1924 года на траурном общегородском митинге, посвященном памяти вождя. Тогда же объявили сбор средств и открыли счет в отделении Госбанка под № 198.

Изначально была идея установить памятник Ленину вместо памятника Александру III, но потом комиссия по благоустройству решила установить монумент на площади III Интернационала (ныне Сквер Кирова) спиной к горсовету и лицом к улице Красной Звезды (ул. Сухэ-Батора). Был объявлен конкурс на проект скульптуры. На него подали 11 эскизов, но ни один не устроил комиссию.

В результате памятник вождю был открыт на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. Скульптором стал Николай Томский, автор могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Пьедестал оформлен настоящими гранитными плитами. Городская легенда гласит, что их снимали с надгробий Иерусалимского кладбища. Если внимательно присмотреться, кое-где еще можно прочитать затертые фамилии усопших.

За памятником Ленину стоит жилой дом, построенный уже при СССР. Раньше на первом этаже располагался знаменитый магазин «Березка», где можно было достать дефицитные

товары. Сейчас в нем находится «Антей» – магазин сувениров, произведений искусства и товаров для творчества. В 90-е годы только «Антей» был связующим звеном между иркутскими художниками и покупателями. Однако на его прилавки попадали далеко не каждые работы. Принимали в основном произведения членов иркутского отделения Союза художников России, куда было крайне сложно попасть.

Перед магазином круглогодично «работает» выставка уличных художников. Прохожие могут запросто купить там приглянувшуюся картину. Недавно коллекция иркутской уличной живописи пополнилась портретом недавно избранного губернатора Игоря Кобзева.

Также по пути следования вы увидите

Маршрут составила Алина Майская

Автор фото Елизавета Кондратьева

В наших соцсетях все самое интересное!

Вам может понравиться