Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской области — это место, где обитают духи. Шаманы, ритуальные столбы, священные горы и реки — все это находится в нескольких десятках километров от Иркутска, где в противовес — пробки, аэропорт, дорогая недвижимость, мегамаркеты и прочие достижения западной цивилизации. Всего пара часов езды и вы оказываетесь в мире кардинально ином, ваши законы физики здесь — не законы вовсе.
Буряты разделяют себя на восточных и западных. Первые живут на территории Бурятии и исповедуют в большинстве своем буддизм с элементами поклонения духам местности и рода. Западные же буряты, в частности жители Приангарья, буддизм не приняли и остались шаманистами по сей день. Усть-Ордынский округ делится на Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эрихит-Булагарский районы. В каждом районе почитают собственных духов местности, и по-своему — традиции могут существенно отличаться, найти строгих правил и законов невозможно — никакой шаманской «Библии» ведь не существует. Поэтому рассказывать о том или ином обряде нельзя общо, можно говорить только о сиюсекундном опыте.
Знакомиться с шаманским обрядом мы поехали в Осу — село, расположенное в 140 километрах севернее Иркутска. Эксперт в этнокультурных особенностях западных бурятов Татьяна Швыдченко рассказывала легенды осинских бурятов. Так, в деревне Улей девушки никогда не поют на улицах. А все потому, что верят в легенду:
… Много веков назад прекрасную юную деву насильно отдали замуж за нелюбимого. Он бил ее, издевался, держал в кандалах. Однажды ей удалось сбежать от изверга, но забыть его зверства женщина не смогла и утопилась. С тех самых пор она ходит по окрестностям и забирает в свою “армию” души творческих, молодых и счастливых людей…
В соседнем районе, к примеру, разгуливает дух женщины, которая съела печень недавно убиенного мужа и у нее вырос огромный клюв. Где-то поблизости в междумирье обитает шаман, отравленный женской кровью.
Духов задабривают водкой, белой пищей, баранами и конями. Последних приносят в жертву только в случае очень серьезных просьб. Человеку с мышлением «прозападным» такие обряды кажутся чем-то из ряда вон, но и для местных мы — дети больших городов — не менее экзотичны в повадках. Скажем, ни одному буряту, живущему в таких традициях, в голову не придет, что можно не пить молоко. Или не есть мясо. Или не хотеть иметь детей. Ну быть же такого не может!
Для людей здесь духи не менее реальны, чем скот, земля, дождь. Это повседневность. Тому доказательство обряд, который мы увидели в Осе. Два шамана и шаманка просили у покровителей благословить Татьяну — организатора нашего путешествия (она на фото ниже). Сам обряд выглядел как что-то вроде мастер-класса по приготовлению еды. На середине юрты мужчины в ярких халатах на печи жгли траву, поливали все водкой, что-то говорили на бурятском, потом передавали пиалы с водкой и молоком присутствующим. Никаких оров, бешеных глаз, вселяющихся в шамана духов, прорицаний и прочей свистопляски. Вполне рядовая процедура. Это чувствовалось и по поведению «главных по духам», и по самой мизансцене — все очень спокойно, по-свойски. Отношения у западных бурятов с духами крайне практичные. Люди приносят им жертвы, проводят ритуалы, всячески задабривают, но за это духи должны помочь осинцам с бухгалтерией, урожаем, работой, примирить с соседом, семью поберечь. Просят простое и бытовое, ведь общаются часто.
Точные правила поведения при ритуале знает только конкретный шаман, который его проводит. В Осе нас попросили покрыть головы, но добавили, что в Усть-Орде при обрядах просят головные уборы снять. Здесь нельзя «нечистым» девушкам присутствовать при разговорах с духами, а в соседнем селе можно. Так ведь и духи разные! Этот конкретный осинский дух сопки не приемлет голые макушки. А аларскому они могут очень даже нравиться.
Человеку пишущему и увлекающемуся этнографией с детства обидно — верования западных бурятов невозможно структурировать, подсобрать и поставить в строй. Они живут, меняются и умирают вместе с носителями веры. Зато именно здесь, всего в паре сотен километров от Иркутска, можно прикоснуться к истинному устному народному творчеству. Творчеству, которое хоть и меняется, но переживает тысячи лет. Эти сказки, легенды, приметы завораживают, в них чувствуется прошлое на расстоянии вытянутой руки. Прошлое, которое становится настоящим и будущим естественно, потому что так устроен этот мир.
Екатерина Волгарева
Читайте также:
Барисаны — бурятские ритуальные столбы для поклонения духам
01.04.2022Возрастное ограничение: 0+.