Журнал / Все

Проект “Байкал — Аляска: по следам амурской экспедиции” 15 дней в пути

15 июня от ледокола “Ангара” в Иркутске стартовала команда проекта “Байкал — Аляска: по следам амурской экспедиции”. Экипаж решил преодолеть по воде более 6000 километров на борту надувной моторной лодки катамаранного класса. Спустя 15 дней экспедиции рассказываем, как дела у отважных мореплавателей. О первых шести днях читайте здесь.

День седьмой. 21 июня. Селенга-Хилок-Ингода: с воды на сушу и снова в воду
Разведка легкой не бывает. А нынешняя экспедиция по южному пути первопроходцев – как раз разведка маршрута, где не ходили более ста лет. И ни на каком сайте, ни в каком учебнике или книге не прочитаешь, как тут сейчас идти. И даже Гугл не поможет, как ни спрашивай. Все – только самим, лишь глаза, руки, опыт и смекалка в помощь. Да еще умение работать в команде в экстремальных условиях. Хорошо, что все это у экипажа есть – так что «Искатель – 3» смело движется вперед. Экипаж отработал день двумя сменами два на два, когда один на руле, другой помогает в навигации.
О превратностях (и красотах) пути рассказывает Александр Балышев:
— За день вчера 280 км прошли, дважды пришлось останавливаться, спускать камеру , которая прикреплена у нас к антенне, и красться ближе к берегу, потому что тросы, оставшиеся от бывших здесь когда-то понтонных переправ, провисают на середине реки аккурат до высоты нашей лодки. Разглядеть эти тросы сложно, особенно в солнечный день, на них не висит никаких опознавательных знаков. Некоторые мы умудрялись увидеть метра за два до лодки. А иногда в полуметре от воды висят электрические провода – понятно, что протянуты они самовольно и представляют большую опасность. А когда все сложности преодолены, можно любоваться окрестностями: скальники, чабрец по берегам. Классно! Здорово! Шикарные виды, шикарные места.
Роман Неудачин, технический директор экспедиции и человек, который много лет водит группы путешественников по разным российским областям, по ходу маршрута оценивает и его интерес для туристов:
— Перспективы туристического развития региона прекрасные. Это огромный отличный водный маршрут, что очень хорошо – он проходит недалеко от автомобильных дорог, так что здесь всегда есть возможность организовать точку подхвата группы. Плюс по пути есть места, связанные, например, с культурой, допустим, центр староверчества Тарбагатай. Вокруг дикая природа, горы, скалы, птичьи базары. Рай для тех, кому нравится наблюдать за птицами. А еще это классный регион для рыбалки, если делать сюда рыболовные туры, будет просто бомба.
В поселке Хилок лодку подняли кран-бортом и перевезли до реки Ингода, впадающую в Шилку, воды которой должны домчать уже до Амура. Путь по суше занял 275 км.
День восьмой. 22 июня 2021 г. Внеплановый ремонт и исток трех рек
«Экспедиция задержалась в Чите. Река Читинка встретила путешественников бетонным блоком с торчащими штырями». Так начинается репортаж о прибытии экипажа в Забайкальский край репортеров местного телевидения, которые приехали поговорить с капитаном и участниками о том, каково это – идти по пути, который оставался забытым более ста лет. Что ж, вот так непросто. ЧП произошло на мелководье – эта река сейчас вся такая. При этом злополучные штыри были скрыты под водой.
Аварийная остановка из-за пробоины не заняла много времени: опытные участники экипажа, Роман и Александр, открыв ящик с инструментами и сообразив, как решить проблему, дружно взялись за дело – ремонт одного из восьми баллонов. Кстати, о «техничке». Большой ларь с инструментами всегда сопровождает экспедицию. Как пошутил как-то технический директор «Байкал-Аляски» Роман Неудачин, «здесь есть все, чтобы я мог разобрать и заново собрать «Искатель» хоть с закрытыми глазами». Он говорил о катамаране, на котором был пройден весь северный путь, но нынешнее средство передвижения на него похоже. И все необходимое для «разруливания» нештатных ситуаций есть.
Торжественная встреча с представителями Забайкальского края произошла как раз в рабочей обстановке. И в знаковом месте — там, где снимался фильм «Даурия».
Сотрудники отдела туризма Минэкономразвития региона и Туристско-информационного центра встретили гостей и передали им паёк с выпечкой и питьевой водой местного производства. Анатолий Казакевич рассказал об экспедиции начальнику отдела туризма министерства экономического развития Забайкальского края Татьяне Ворониной и всей делегации.
Тем временем остальные участники проекта занимались сбором материалов об истории этих мест: встретились с учеными, побывали в Читинском областном краеведческом музее и Музее — церкви декабристов. Кстати, в первом музее как раз сейчас проходит выставка о казаках-первооткрывателях. А специалисты музея предоставили документы о том, как был открыт путь по Амуру.
Также по совету одного человека из тех, кто наблюдает за ходом экспедиции, съездили в одно уникальное место – к горе Великого водораздела, нашим проводником стал Константин Олегович Шлямов, координатор содружества музеев Великого истока.
«Это единственное такое место на планете, где сходятся бассейны трех великих рек: исток Лены, Енисея и Амура, несущих воды в Карское море, море Лаптевых и Охотское море. Это место называют линией Великого мирового водораздела, отделяющего бассейны Тихого и Индийского океанов от Атлантического и Северного Ледовитого. Первая публикация об этом месте была в 1977 году, 19 января, в местной региональной газете. А открыл это место местный сельский учитель».
Завтра – старт второго этапа, Чита-Благовещенск.
байкал аляска
День девятый. 23 июня. Старт второго этапа из Читы и курс на «те самые» исторические места
Главное событие дня – старт второго этапа экспедиции: Чита – Благовещенск. Капитаном на этот раз стал Роман Неудачин (Анатолий Казакевич улетел в Иркутск). Как раз ему первому слово — рассказать подробности вчерашнего лечения лодки после «жесткой», а точнее, «острой» встречи с подводными штырями.
— Первая попытка отремонтировать порванный баллон оказалась неудачной, для более успешной второй взяли лучший клей и опыт неудачи – и все получилось, на «Искателе – 3» можно было продолжать путь дальше. Но так как дальше испытывать судьбу по реке Читинка нам совсем не хотелось, для этого было решено снова вызвать кран-борт для перевозки лодки к полноводной Ингоде. Осторожно прошли метров 700 до удобного места погрузки, но и на них не обошлось без приключений для команды. Водителя кран-борта ждали с особыми чувствами. Евгений приехал, поднял нас – и застрял. Вызвал друга Антона, тот за полчаса его вытянул. И казалось бы, грузись – и вперед, но не тут-то было: лодка сильно свисала с платформы. Так что пришлось размещать «Искатель-3» на машине Антона. Он пригласил нас с Александром на ужин, очень вкусно накормил, после чего мы отправились в гостиницу. Ребятам мы очень благодарны – и за помощь, и за радушный прием. На самом деле, в пути может случиться всякое, важно, чтобы нашлись хорошие помощники. Нам на них всегда везет.
Действительно, во время экспедиции по северному пути купцов в 2016-2019 годах нам и требовалась сварка, и починка сломавшейся мачты, и срочная заправка. Во всех населенных пунктах обязательно находились люди, готовые помочь. Все они потом стали друзьями экспедиции, всем им мы благодарны, ведь без них еще неизвестно, как бы сложилась «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов».
Теперь к событиям дня сегодняшнего.
Музеи – настоящие порталы в прошлое, и раз уж во время экспедиции мы сами стремимся в это прошлое как можно глубже погрузиться, то в музеи заглядываем обязательно. Сегодня с утра участники экспедиции много времени провели в Забайкальском краеведческом музее, изучая старые карты и документы, беседуя с экспертами. Старший научный сотрудник музея Дмитрий Скажутин рассказал об истории освоения мест, где проходит маршрут экспедиции:
— Освоение Забайкалья происходило по инициативе Николая Муравьева-Амурского. По мере продвижения участников его похода, на территории были основаны станицы по левому берегу реки Амур, которые впоследствии стали городами – например, так появились Благовещенск, Хабаровск. Потом из забайкальских казаков было сформировано уссурийское и амурское казачьи войска. Большим боевым крещением забайкальского казачества стала Крымская война – тогда осаде подвергся Петропавловск-Камчатский, была попытка высадки французского десанта. Забайкальские казаки участвовали в этих сражениях, тогда же появились первые георгиевские кавалеры. Позже забайкальское казачество продолжало охранять дальневосточные рубежи России, приняло участие в китайском походе в 1901 году, в русско-японской войне. Забайкалье потом участвовало и в Первой мировой войне на кавказском и европейском фронтах. Потом был сформирован сводный лейб-гвардии казачий полк, где была отдельная забайкальская полусотня – они выполняли те же функции, что сейчас президентский полк.
После музея в 13 часов экипаж стартовал от Читы дальше по Ингоде под руководством капитана Романа Неудачина. По пути остановились в небольшой деревушке Кайдалово на берегу реки. Ей больше ста лет, раньше она была казачьей станицей (как раз одной из тех, о которых несколько часами ранее говорил ученый в музее). Местные жители гостям обрадовались, сказали, «вчера вас по телевизору показывали». Один из них, Виктор Богданов, отец пяти детей, живущий в деревне с 1982 года, немного рассказал об этом месте.
— Деревня нравится мне, хорошо тут жить. Пятеро детей у нас, все в школу уже ходят, все хорошо. Церковь старинная в деревне есть, в 1990-х годах ее полностью сожгли, потом восстановили и сейчас снова белят ее. Батюшка недавно приезжал ребятишек и всех желающих крестил.
В этот день экипажу снова пришлось побороться с мелями, все обошлось благополучно. На ночевку встали в красивейшем месте — у слияния рек Ингода и Онон, впереди – река Шилка. Рядом – Транссибирская магистраль. Кстати, про нее, точнее про идущие по ней поезда. Сегодня «Искатель -3» весь день разговаривал с ними: они приветствовали его гудками, он отвечал своими сигналами. Что ж, и экипаж лодки, и пассажиры поезда , — в тот момент все были путешественниками, объединенными мечтой добраться до цели.
С момента страта время работы двигателя – 50 часов.
День десятый. 24 июня 2021 г. Истории Нерчинска: ссылка протопопа Аввакума, зеркала из Парижа, дом, где жил Чехов
«Вода и ветер дают ощущение свободы, полета. А еще это вызов твоим силам и способностям», — говорит старпом на этом этапе Александр Балышев. Сегодня экипаж «Искателя – 3» принял вызов от реки Шилки, стартовав в 9 утра.
Шилка начинается в Маньчжурии и проходит через все земли, которые еще в позапрошлом столетии называли Восточной (Шилкинской) Даурией. Это удивительное место, разграничивающее в 1689 году владения Российской империи и зону влияния маньчжурской династии Цин, правящей в то время Китайской империей.
Из дневника Ирины Горобец:
«Все классно, хоть и непогода. Идём по Шилке, очень облачно, ветер. В тулупах тепло, нисколько не пожалела, что взяла с собой резиновые сапоги и шапку.
Очень отзывчивые люди у нас на пути: мгновенно откликаются, встречают, помогают в организации съёмок. На связи всегда начальник отдела по туризму Минэкомразвития Забайкальского края Татьяна Валерьевна Воронина. Вот и сейчас она помогла организовать встречу в Бутинском дворце и с представителями администрации Нерчинска. До этого помогала руководитель информационно-туристического центра Читы Янита Алексеевна Шпак. Ну и просто местные люди отзывчивы, ни разу не было негатива или вопросов, зачем вам это надо, только пожелания удачи, юмор и доброжелательность».
Главная точка экспедиции нынче – Нерчинск, где был подписан знаменитый Нерчинский договор, впервые разграничивший территории России и Китая, после чего началось активное развитие территории. Там экипаж встретил на машине предприниматель Борис Баскин, занимающийся историко-туристическим проектом «Колесо времени», и провел экскурсию по местным достопримечательностям. Конечно, было много историй об освоении территории, образовании Нерчинска, подписании Нерчинского договора, ссылке протопопа Аввакума и его семьи, выживавших вместе с казаками. До сих пор сохранился дом, где жил Чехов по пути на Сахалин.
Даже в обветшавшем виде красотой поразили торговые ряды Бутина, памятник архитектуры и истории. Для реставрации требуются сотни миллионов рублей, но если бы восстановить эти строения, они бы стали одной из точек притяжения туристов.
Одна из остановок была в поле напротив двух разрушенных монастырей: женского и мужского. Местный житель Сергей из села Калинино рассказал, что раньше здесь был винзавод, напитки которого поставлялись в Бутинский замок. Любопытный факт: зеркало для замка купец привез по воде из Парижа. Сейчас в бывшем замке расположен краеведческий музей. А здесь – заросший травой пустырь, на котором раньше, похоже, располагалась деревня с хорошей инфраструктурой. «Сюда часто приезжают кладоискатели, ходят с приборами, находят монетки екатерининских времен», — рассказывает Сергей.
Из дневника Ирины Горобец:
«В экспедиции мы обращаемся к друг другу по имени-отчеству, это создаёт особый антураж плюс очень созвучно с историей этих мест: декабристы, купцы. Это не только уважительно, но и дарит особые чувства: несмотря на то, что я третий день без горячей ванны, в тулупе и сапогах, обращение княжна Ирина Владимировна поднимает настроение и бодрость духа. Сами понимаете, княжне не пристойно ныть и жаловаться на судьбу. Вспомните жён тех же декабристов».
В Иркутске же тем временем прошла встреча участников четвертого этапа экспедиции — капитана Анатолия Казакевича, Александра Ломпа, Михаила Петрова, Ильи Фета и Андрея Прудникова, который присоединился по телефону, так как сейчас в пути и скоро будет на борту лодки.
День одиннадцатый. 25 июня. 45 км в час – и только держись!
С международным днем моряка, друзья! Классных водных путешествий и экспедиций!
А экипаж «Искателя – 3» поднялся в 4 часа и отправился в путь. Побывал на Шилкинском заводе, постоял на месте, откуда вышла экспедиция Муравьева-Амурского, заглянул на заимку к Антону, Игорю и Александру, которые накормили вкусным мясом, а потом остановились в небольшой деревне. Знаковое событие дня – экспедиция идет уже по Амуру!
Как отмечают капитаны, лодка уверенно стоит и хорошо идет по рекам. Напомним, для команды это не только разведка маршрута, но и тестирование нового средства передвижения, поэтому ее техническим характеристикам уделяется столько внимания. Более того, сейчас важно понять ее характер на реках, ведь скоро ей предстоит идти по Охотскому морю, где условия жестче. Так что после каждого дня капитан и старпом устраивают походное совещание и что-то корректируют, так «Искатель – 3» постепенно адаптируется именно под нашу экспедицию. В этом году ему пройти около 11 тысяч километров, всего на 4 тысячи километров меньше, чем катамарану «Искатель – 2». Но и путь у лодки проще – все-таки по рекам можно идти без особой оглядки на погоду, это не по морям и океанам, где раньше приходилось до двух-трех дней пережидать непогоду. Речная же непогода – дождь и ветер – не страшны: «задраиваем» тент и движемся дальше.
«Шилка по сравнению с Ингодой речка пошире, можно идти, ничего не опасаясь, разве что плавающих деревьев. Мчим 45 км в час, только держись». Ну а держась, участники экипажа рассказывают друг другу много историй, например, часть экипажа, собирающая материал для фильма и дневника, делится новыми знаниями с теми, кто отвечает за техническое состояние лодки. Так, сегодня обсуждали рецепт чая, о котором рассказала историк в краеведческом музее Нерчинска. Кстати, чай в Россию пришел как раз через Нерчинск, где формировались обозы для торговли с Китаем, откуда купцы везли как раз чай. До сих пор чай здесь — основной и любимый напиток.
Итак, как нам рассказали в музее, у казаков здесь был чай, который считался отдельным полноценным блюдом. Он был плиточным, в Забайкалье его еще называли «карымским» — по имени племени кочевников, живших на этой территории. Заваривали чай густым, добавляли молоко, сливочное масло или жирную сметану, соль и кипятили. Напиток хорошо тонизировал, утолял жажду и придавал сил, будучи сытным и питательным. Бывало, чай переливали из одной посуды в другую, такой напиток называли «чай-сливун».
байкал аляска
День двенадцатый. 26 июня. Вынужденная остановка
Из-за внешних обстоятельств иногда приходится вносить изменения в экспедицию. Сейчас экипаж дошел до территории Амурской области, где из-за наводнения объявлен режим ЧС, поэтому движение по Амуру на время перекрыто, работают патрули. Учитывая ситуацию, капитаном и организатором экспедиции Анатолием Казакевичем принято решение о возвращении экипажа на лодке в Сретенск, где «Искателю-3» предстоит переждать пик поднятия воды в Амуре, после чего следование по маршруту будет продолжено, как и планировалось.
Все четыре участника экспедиции чувствуют себя хорошо, техническое состояние лодки отличное, маршрут, по которому предстоит дойти до Сретенска, не представляет опасности, высокая вода позволяет избежать мелей и предметов на дне. Необходимый запас воды и продовольствия на борту имеется. Экипаж на связи со штабом.
В Иркутске в штабе экспедиции каждый день проводятся совещания, в которых участвует Анатолий Казакевич и члены экипажей следующих этапов, для консультаций к работе подключены специалисты с территорий по которым вскоре пройдет маршрут, ведется мониторинг погоды и состояния уровня воды, оперативно анализируется информация непосредственно с мест затопления.
День тринадцатый. 27 июня. Подготовка к третьему этапу
Участники второго этапа экспедиции из-за чрезвычайной ситуации на Амуре сегодня прошли в обратном направлении и остановились на берегу за 100 км до Сретенска, где планируется, что часть экипажа покинет лодку, часть дождется разрешения продолжить путь до Благовещенска.
Основная работа по подготовке третьего этапа сейчас проводится в штабе экспедиции в Иркутске. Капитан Анатолий Казакевич на связи с МСЧ и пограничными службами, получает оперативную информацию о ситуации в регионе, где предстоит пройти. К вылету для пересменки готовятся иркутские участники третьего этапа – Михаил Петров и Александр Ломп, которые до этого уже поднимались на борт катамарана в 2018 и 2019 годах. Оператор, снимающий материалы для документального фильма, продолжит движение с экспедицией.
День четырнадцатый. 28 июня 2021 г. Экспедиционная стоянка в Кокуе
Участники второго этапа экспедиции финишировали в селе Кокуй рядом со Сретенском. Здесь «Искателю – 3» предстоит дожидаться разрешения продолжить путь по маршруту, когда будет снят режим ЧС в районе Амура. Трое участников экипажа отправились в Иркутск, оператор Артем остался дожидаться коллег на месте.
Съемки для фильма сегодня проводили в Кокуйском краеведческом музее. Старший научный сотрудник музея Евгений Вологдин рассказал о Шилкинской пещере:
— Из всех пещер, известных в Забайкальском крае, Шилкинская пещера получила наибольшую известность. Здесь были получены уникальные материалы, датированные эпохой неолита и ранней бронзы. Пещера находится на берегу реки Шилка на окраине села Шилкинский завод. Ее очень хорошо видно с воды. В пещере археологи в 20 веке обнаружили коллекцию костяных и каменных изделий. Особо ценная находка — целый человеческий череп. Интересно, что череп шилкинского человека точно такой же, как у современных людей Восточной Сибири.
байкал аляска
День пятнадцатый. 29 июня 2021 г. К непогоде мы привыкли
Сегодняшняя встреча и вынужденная остановка уже третья в истории нашей экспедиции. Каждая ситуация была эпичной. Первый раз нас на несколько дней остановил циклон в Охотском море. Дикой силы и мощи и не успокаивающийся несколько дней, он буквально загнал нас на сушу. По счастью, там нашелся охотничий домик, где мы и укрылись. Тому циклону мы даже имя дали – Вася. И теперь во время экспедиционных посиделок у костра стоит кому-то сказать, а мол, помните про циклон Васю, одна история того заточения следует за другой. Что делали? Читали (с нами всегда походная библиотека), снимали интервью для фильма, изучали истории купцов.
Второй раз на пять дней нас остановил сильный шторм — и мы застряли в крошечном поселке Фоллс-Пас на Алеутских островах. Каждый день капитан смотрел в сторону океана, где было все черным-черно, и произносил: «Ну что ребята, там «мясо», остаемся на месте». Нам тогда повезло с хозяевами дома, где мы изначально снимали комнаты на одну ночь – они поддержали нас, разрешив остаться, сколько надо. И не просто разрешили, а еще и помогали всем, чем могли, и угощали малиной – большими-большими чашками. Тот эпизод мы называем «большим стоянием в Фоллс-Пасе». За те пять дней мы успели подготовить «Искатель» к дальнейшему походу, перемыли все на камбузе, закупили провизию, изучили жизнь и быть местных жителей, исходили окрестности.
И вот сейчас в третий раз стоим в Кокуе, пережидая наводнение на Амуре, из-за которого в регионе объявлена чрезвычайная ситуация. Занятий предостаточно, надо разобрать двухнедельный материал, снимаемый для нашего документального фильма, отсмотреть фотографии. Да и на местности оглядеться.
«Тем временем на сопках Кокуя вечер», — пишет оператор Артем и шлет в штаб такие фото.

Возрастное ограничение: 0+.

В наших соцсетях все самое интересное!

Вам может понравиться