15 июня от ледокола “Ангара” в Иркутске стартовала команда проекта “Байкал — Аляска: по следам амурской экспедиции”. Экипаж решил преодолеть по воде более 6000 километров на борту надувной моторной лодки катамаранного класса. Спустя первые шесть дней экспедиции рассказываем, как дела у отважных мореплавателей.

По этому поводу мы писали отдельный материал о первых покорителях Тихого океана: «Как иркутские купцы создали Русскую Аляску«.

Дневник экспедиции. День первый, 15 июня
«Завтра нас ждет дождь, ветер с порывами и прохлада. Одеваемся тепло, тулупы и дождевики». Так поздно вечером накануне старта написал в группе участников экспедиции капитан Анатолий Казакевич. Что ж, отправляющиеся в поход готовы ко всему. А идея тулупов как части экипировки появилась во время прохождения северного пути: тогда тулуп на борт привез Александр Ломп, и удобство такой одежды в жестких условиях оценили все. И хоть теперь маршрут и южный, вода есть вода, и тулупы без дела не останутся.
Пока участники экипажа паковали драйбеги, на причале парка «Поляна», а потом и у причала у ледокола «Ангара» «колдовали» с лодкой: ее, полностью протестированную при разных условиях, укомплектованную для похода, надо было доставить к месту старта, что и было сделано. Тент установлен, флаги – российский и экспедиционный – подняты. Все готово. Кстати, о лодке, названной «Искатель-3»: она моторная, катамаранного типа (что роднит ее с тримараном «Искатель-1» и катамараном «Искатель-2»), и полностью подходит для условий, по которым предстоит пройти. «Длина 7,5 метров, мотор 115 лошадиных сил, и это судно позволит нам двигаться с оптимальной для маршрута скоростью. Дело как раз в том, что мы пойдем по рекам Сибири, и это судно способно проходить мелкую воду и делать это быстро», — поясняет технический директор экспедиции Роман Неудачин.
Через несколько часов после этого участники дали пресс-конференцию, сделали фото с друзьями – и в 11.45 взяли курс на Байкал под моросящим дождем. Вечером капитан передал первое сообщение для дневника: «За два часа дошли до Николы, до базы МЧС для заправки, по пути останавливались на обед минут на 20. Лодка идет от 35 до 45 км в час, на выходе ветер был штормовой, волна, а при подходе к Байкалу погода наладилась. Отрываемся от цивилизации».
День второй. 16 июня
Для первой ночевки, с 15 на 16 июня, было выбрано одно из красивейших мест на Байкале – бухта Бабушка. Живописные берега, красивая тайга, защищенность от ветров – оператор вдоволь наснимал кадров для будущего фильма, несмотря на дождливую погоду, пока остальной экипаж занимался своей частью работы: готовил лодку к дальнейшему походу, учитывая некоторые технические недочеты, выявившиеся в первый день пути.
Подъем по графику – в пять утра, плотный завтрак на свежем воздухе (впрочем, такие условия приема пищи теперь ждут команду в течение месяца), и — пересечение Байкала от бухты Песчаной до Косы в районе Посольского сора, которое заняло час двадцать минут.
— Лодка ведет себя устойчиво, хорошо держится на волнах, а они на Байкале сегодня были высоки, быстра, мы довольны, — докладывает капитан Анатолий Казакевич в штаб экспедиции.
Сегодняшняя ночевка экипажа проходит на одной из турбаз на Култушной, завтра по плану – посещение Посольского монастыря.
День третий. 17 июня. Бурлаки на Селенге и старинный купеческий тракт
В полном соответствии с классификацией нашей экспедиции — «историко-географическая», нынешние утро и вечер были сплошь историческими, а вот день — исключительно географический: и Байкал, и Селенга устроили экипажу незабываемые «уроки географии», одно изучение речного дна чего стоило. Впрочем, обо всем по порядку.
Ночевка на турбазе в Посольском Соре выдалась на славу, даже с баней для тех, кто замерз во время перехода через Байкал (да-да, суров летний отдых на сибирском море). Отлично отдохнув и позавтракав, перешли к Посольскому монастырю, где сняли репортаж про это место для нашего фильма. Полное название монастыря — Посольский Спасо-Преображенский монастырь, сейчас это один из крупнейших объектов культурного наследия в Бурятии с трагичной историей. Он был заложен на месте гибели послов, отправленных к монгольскому хану с предложением принять русское подданство. Сначала здесь была построена часовня, потом деревянный монастырь, затем, после пожара, — каменный. В свое время это была первая законченная каменная постройка в Забайкальском крае. Монастырь стоял на Московском торговом тракте и принимал экспедиции, миссионеров, дипломатов и купцов, отправлявшихся в Китай.
Пока снимали, на Байкале поднялся шторм с волнами от двух с половиной до трех метров. Для нашего судна не критично, если грамотно им управлять, так что решили аккуратно продвигаться к устью Селенги, благо, все четверо участников первого этапа похода — люди опытные и в разных экспедициях закаленные, а у капитана Анатолия Казакевича более 19 лет яхтенного стажа.
— Вдоль берега нам предстояло пройти 15 км, что мы и сделали на скорости не более 10 км в час, хорошо и безопасно, — рассказывает капитан. — Мне было интересно посмотреть, как в штормовую погоду поведет себя лодка, потому что похожие условия будут на Охотском море, где я снова окажусь за штурвалом. То, как наш «Искатель-3» проявил себя, меня полностью устроило, он более маневренный, чем, допустим, яхта, и хорошо проходит волны.
У входа в устье Селенги, казалось бы, можно было выдохнуть, но если на озере воды в виде высоких волн для лодки в шторм было «слишком много», то тут оказалось … «слишком мало»: судно село на мель.
— Вчера я пропустил «качалку», зато сегодня наверстал с лихвой, когда с Романом надели высокие резиновые сапоги и начали физические упражнения по вытягиванию лодки, оказавшейся низкой заболоченной воде, — делится участник экспедиции Александр. — Прямо почувствовали себя бурлаками на Селенге. А если добавить к этому обеденный душ Шарко, который я «принимал», расположившись на носу в шторм, то можно сказать, что оздоровительная программа дня выполнена полностью.
Технический директор экспедиции Роман Неудачин резюмировал день так: «Братан 750» хорош, скоростная такая наша «боевая гусеница». Идет легко, с илистого места тоже нормально его увели».
На ночь экипаж остановился на берегу Селенги — ровно в том месте, где проходил старинный тракт, по которому шли обозы из Иркутска на Читу, Кяхту и Нерчинск для торговли с Китаем. Завтра – большая программа в столице Бурятии Улан-Удэ.
День четвертый. 18 июня. Гостеприимство столицы Бурятии и много съемок
Нынче экипаж был сполна вознагражден за вчерашние блуждания по мелководью устья Селенги: на подходах к Улан-Удэ «Искатель-3» гостеприимно встретил Алексей, капитан судна «Прецендент», и сопроводил до пирса, рассказав обо всех особенностях здешней акватории. Он же помог спланировать дальнейшее продвижение экспедиции, дав дельные советы о том, как удобнее проходить некоторые места по маршруту, а куда лучше не приближаться.
Такие местные проводники, готовые подробно и обстоятельно рассказать о местности и предостеречь от опасностей, всегда были ценны для «Байкал-Аляски». И экипажам всегда на них везло. Так, благодаря им во время разведки в 2016 году был проложен оптимальный путь экспедиции по Якутии и дальше до Охотского моря, а во время прохождения вдоль берегов Камчатки и Чукотки советы бывалых капитанов позволили миновать опасные участки вокруг рифов и мелей.
В Улан-Удэ была традиционная торжественная встреча на пирсе, интервью с подробным рассказом об экспедиции, и много съемок. Столица Республики Бурятия всегда славилась гостеприимством. Приезжая сюда, вы всегда можете рассчитывать на радушный прием и сытные вкусные трапезы из блюд местной кухни. Вот и экипаж первым делом после дел отправился в позную, разнообразить походное меню.
Экспедиционных же дел было много. Самые продолжительные съемки дня были проведены в Иволгинском дацане.
Утром экипаж, заправившись и взяв на борт 600 литров топлива, берет курс в верховья Селенги.
байкал аляска
День пятый. 19 июня. Вверх по Селенге в неизведанные дали
«За бортом невероятные красоты. Река Селенга прекрасна. Наконец-то тепло», — делится капитан Анатолий Казакевич в видео, отправленном в штаб экспедиции.
Вообще «невероятные красоты» — это то, что всегда неизменно сопровождает участников экспедиции, круглосуточно день за днем. Так было и все 15 тысяч километров северного пути, то же происходит и на южном. И это – одна из причин, по которой стоит отправляться в такие походы.
Пока капитан снимал окрестные пейзажи, за штурвалом был Александр Балышев — на этом месте участники меняются, управление лодкой – дело общее, как и все в экспедиции — заправка, закупка продуктов, разбивка лагеря и приготовление еды. Каждый – полноправный участник команды, которая всегда у нас получается дружной, так как все на одной волне, что ценно. Только так можно преодолевать большие расстояния в экстремальных условиях, преодолевать трудности и креативно выходить из самых непредвиденных ситуаций, а их в экспедиции немало.
Нынче экспедиция стартовала из речного порта Улан-Удэ и взяла курс на Хилок – разведывать маршрут. Местные жители говорят, что можно подняться на 300 км, экипаж по картам предполагает, что на 500. Что получится в реальности – узнаем завтра.
байкал аляска
День шестой. 20 июня. Вверх по реке Хилок среди сотен птиц
Интересная местность вдоль реки Хилок, в верховья которой экипаж поднимался сегодняшний день: только подумаешь, что степь да степь кругом, как ее сменяет сосновый лес, потом березовая роща или болота. А еще тут очень много птиц: цапли, утки, бакланы, гнезда которых расположены близко к воде. И вообще – красота неимоверная!
— Самые классные впечатления – вода стоит высокая, выше обычного метра на полтора (а судя по некоторым признакам, была и выше), поэтому идем легко и хорошо, хотя думали, что для нас эта река может быть непроходимой, но сейчас двигаться здесь возможно, — рассказывает капитан Анатолий Казакевич. – Правда, расслабляться тут нельзя, надо смотреть в оба: есть мели, встречаются бревна, а в некоторых местах низко над рекой висят электрические провода, поэтому ночью ни в коем случае здесь ходить нельзя. В целом же река замечательная, но пройдя уже не одну сотню километров, мы не встретили ни одной моторной лодки.
Зато на берегах видели много людей, которые махали экипажу. Как выяснилось, многие тут уже знают про нашу экспедицию, видимо, весть про «Байкал-Аляску: по следам амурской экспедиции» быстро разлетелась между деревнями и поселками.
— Эта река может быть прекрасным туристическим маршрутом для сплавов, одним из лучших в регионе, потому что здесь намного интересней, чем сплавляться по тому же Иркуту. Длина реки более 800 км, порогов нет, можно выбрать для себя участок и красиво пройти на каяках, лодках, катамаранах. Реку пересекает федеральная трасса, можно в верховья подняться на микроавтобусе и с пуститься до Улан-Удэ, — говорит Анатолий Казакевич.
Вечером экипаж планирует быть в поселке Хилок, откуда предстоит перевезти судно до точки старта следующего этапа.
Крейсерская скорость «Искателя – 3» — 35 км в час, расход топлива – 25-28 л.
байкал аляска
21.06.2021

Возрастное ограничение: 0+.