Адрес: улица Сухэ-Батора, 1

Здание католического храма в Иркутске существует с первой четверти 19 века. Иркутяне любят называть его «Польский костел», но на самом деле он называется Римско-католическим. Слово «костел» – польского происхождения и оно само по себе уже означает «польский католический храм». Поэтому лишний раз называть польский храм польским не следует. Кроме того, прихожанами римско-католического храма были не только поляки, но еще и литовцы, французы, итальянцы и немцы, так что такая формулировка еще и не совсем справедлива.

Изначально католический храм был деревянным. Его построили для ссыльных иноземцев. В 1812 году генерал-губернатор Иван Пестель возбудил ходатайство «о построении для иезуитов церкви в Иркутске». Однако в столице посчитали, что католиков в городе слишком мало, не более 217 душ, поэтому деньги из государственной казны выдать отказались. В 1820 году иезуитов выдворили из России, поэтому вопрос с католическим храмом поставили на паузу.

Вновь вернулись к этой теме в 1825 году при губернаторе Александре Лавинском. Несмотря на то, что в центральной администрации были всё так же против католического храма и не давали денег из казны, сами горожане стали жертвовать значительные суммы.  Одним из главных меценатов был граф Юлий Помпеевич Литта, выходец из Италии. Поэтому весной 1825 года началось строительство.

Место для церкви выкупили у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Позже присоединили еще участки, купленные у статского советника Ивана Веригина и мещанина Григория Суворова. Так будущий римско-католический приход получил довольно солидный кусок земли между Тихвинской (ныне Сухэ-Батора), Соборной (ныне Польских Повстанцев) и Ивановской (сейчас Пролетарская) улицами.

Первый костел во имя Вознесения Божией Матери расположился в одноэтажном деревянном здании. С обеих сторон к квадратному зданию были простроены флигели, в которых располагались квартиры священников. Площадь здания равнялась 64 квадратным саженям, что равняется примерно 288 квадратным метрам. Строительство деревянного храма обошлось примерно в 25 тысяч рублей. Все работы закончились к концу 1825 года.

Здание это простояло в Иркутске чуть больше 50 лет. Пожар 1879 года не оставил от деревянного костела ничего. Но прихожане вновь решили отстроить новый, уже каменный храм на собственные средства. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костела развил несгибаемый ксендз Кшиштоф Швермицкий, который к тому моменту был уже почти четверть века настоятелем храма.

Проект разработал инженер Юзеф (по другим документам Иван Фомич) Тамулевич. Постройка каменного здания обошлась в 63 с лишним тысячи рублей. Из них почти 56 тысяч – средства частных лиц. Летом 1881 года строительство началось, а к 1884 году завершилось. Тогда-то и появилось это уникальное для Иркутска здание, яркий образец архитектуры в позднеготическом или ложноготическом стиле.

Оргáном по первоначальной задумке костёл не был оснащен. Вместо него на хорах стояла фисгармония фирмы «Сторн и Кларк». Ее выписали в 1896 году из Варшавы.  

Во времена Советской власти только чудо спасло костёл от уничтожения. Большевики сметали с лица России все религиозные объекты. Но римско-католический собор уцелел. Здание изъяли в госсобственность, а 7 апреля 1938 года закрыли для прихожан.

До конца 60-х в здании находилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. С 1974 по 1978 годы по проекту архитектора Г.А. Вязуновой проведена реставрация. Зданию вернули первоначальный облик, убрав все перестройки. Сначала внутри хотели открыть музей истории поляков в Сибири, но потом решили разместить в храме органный зал Иркутской областной филармонии.

Над установкой органа работала крупнейшая немецкая фирма «Александр Шуке». Все органы, изготовленные этой компанией, являются первоклассными инструментами. И иркутской орган не исключение. Этот инструмент уникален. В мире вообще нет двух одинаковых органов – каждый из них произведение искусства не имеющее аналогов. Иркутский орган – один из самых красивых органов России, его отделка выдержана в стиле барокко. Он входит в десятку лучших органов России. Специалисты немецкой компании сначала до мелочей изучили здание, измерили его акустические возможности и лишь потом приступили к изготовлению инструмента. Первый человек, сыгравший на иркутском органе, был известный органист из Москвы Олег Янченко.

Эта локация включена в подробный авторский маршрут «От Похабова до Колчака».  Чтобы пройтись по нему, перейдите по ссылке.

Подписывайтесь на наш telegram-канал, у нас много интересного!