Адрес: улица Карла Маркса, 24
Здание «Художественного» построено в стиле ренессанс в начале 20 века специально под нужды кинотеатра по заказу турецких подданных, братьев Ягджоглу. Они владели целой сетью кинотеатров на Дальнем Востоке, а также фирмой по продаже в Сибири вин и фруктов. В какой-то момент предприимчивые турки решили открыть в крупнейшем городе за Уралом (по тем временам) – в Иркутске – кинотеатр. Кстати, тогда они назывались электротеатрами или иллюзионами.

Место для строительства было выбрано неслучайно. Еще в 19 веке этот квартал на Большой был отведен под увеселительные заведений. Сначала здесь стоял цирк-шапито, который позже сгорел. На его месте братья Ягджоглу построили небольшой кинотеатр «Фарс». Он начал работать 2 октября 1909 года.
Вскоре после открытия предприниматели взялись перестраивать здание. Работы закончились к 25 ноября 1910 года. Были полностью обновлены фойе и украшения фасада. Кроме того, плафон в зрительном зале расписал немецкий профессор живописи Генрих Энгель, оформив его мифологическими сюжетами. 26 ноября 1910 года обновленный кинотеатр, переименованный в «Художественный декаданс», открылся вновь. В проект братья Ягджоглу вложили около 100 тысяч рублей. По тем меркам это была неприлично большая сумма.
В правом и левом крыле здания работали фруктовый и молочный магазины, через год при электротеатре открылся сад «Ольга», а во дворе – скейтинг-ринг для любителей кататься на роликовых коньках. Дела шли превосходно.
Однако к началу Первой мировой войны в 1914 году в Иркутске работали уже 13 кинотеатров. Три из них, включая «Декаданс», – на одной улице. Главным конкурентом братьев Ягджоглу был иркутский предприниматель, итальянец Антонио Донателло. Он владел электротеатрами «Одеон» (в котором до обветшания здания находился клуб «Стратосфера) и «Иллюзион» (ныне кинотеатр «Дон Отелло»). Находчивый бизнесмен по прозвищу Дон Отелло не только устраивал киносеансы, но еще и снимал собственные документалки о жизни Иркутска.
После Первой Мировой в Иркутск потянулись беженцы – поляки, прибалты, сербы, румыны. Размещали их не только у местных жителей, в качестве временного пристанища использовались училища, доходные дома, магазины. Не стал исключением и «Художественный декаданс» – в нем также поселили иностранцев.

В 1917 году, после смерти Константина Ягджоглу в Петрограде от «развития душевной болезни», его брат Александр продал «Декаданс» заклятому конкуренту Антонио Дон Отелло всего за 10 тысяч рублей. Буквально через месяц случилась революция, к власти пришли большевики.
Антонио Донателло лишился всего имущества, покинул Россию и увез в Харбин своё творческое наследие. На сегодняшний день судьба его фильмов неизвестна. А вот здание «Художественного декаданса», как и многие другие постройки, советская власть национализировала. Кинотеатры на Большой переименовали в «Хронику», «Гигант», а бывший иллюзион «Декаданс» стал «Художественным».
В 1956-1957 годах в «Художественном» случился ремонт, уникальную роспись потолков заменили лепниной. Так он и проработал до 90-х годов, а потом пришел в упадок. В 2000 году кинотеатр выкупила Иркутская государственная экономическая академия (ныне БГУ), сделав его культурно-досуговым центром при вузе. Он же стал Центром российской кинематографии имени Леонида Гайдая. Капитальный ремонт «Художественного» сделали в 2010 году.
Сейчас кинотеатр на 315 мест используется не только для кинопоказов. В его стенах проходят презентации выставок, различные городские мероприятия и праздники. Кроме того, в репертуаре кинотеатра присутствуют не только картины для широкого проката. Здесь можно посмотреть фестивальные работы, артхаус и различные документалки, которые не демонстрируют больше нигде в Иркутске.