В селе Баяндай есть уникальная достопримечательность, о которой не знают даже многие опытные экскурсоводы. По пути следования на Ольхон, прямо перед поворотом на выезде из села у заправки, расположен этнографический Баяндаевский музей. На данный момент он представляет собой две усадьбы — белорусскую и бурятскую. На территории каждой находится несколько исторических построек — их перенесли сюда в первозданном виде из разных мест района. Примечательно, что дома этнокомплекса не реставрировали, они действительно из прошлого — когда-то в их стенах жили местные люди.

Посещение стоит 150 рублей. Проведение обрядов с национальным ансамблем стоит 5000 с группы по 5 человек. Телефон для записи: 8(902)546-49-20.

этнокомплекс

Бурятская усадьба

В бурятской усадьбе есть уникальное строение — юрта 1880-х годов. Это деревянная постройка с крышей из дерна, которая когда-то принадлежала зажиточной бурятской семье. Внутри вас встречает традиционный очаг в полу, дым от костра уходит в отверстие в крыше, а по бокам за деревянными резными перегородками расположена “спальня”, напоминающая купейное место в поезде. Там ночевали всей семьей, в “гостиной” у очага кипела жизнь днем. В юрте собран бытовой инвентарь, который использовали в обиходе буряты 19 столетия. Здесь и корыта, и деревянная посуда, и традиционная одежда. Самый же любимый экспонат сотрудников музея — настоящая омулевая бочка с датировкой 1931 года.

Второй бурятский дом, перенесенный на территорию усадьбы, построили в начале 20 века. Он, по сравнению с предыдущим, “ультрасовременный” — с зонированием пространства, беленой печью, стеклянными окнами. Но колорита хватает и в нем — первое, что бросается в глаза, заходя в помещение — чучело головы изюбря. Кстати, именно этот благородный олень является символом Баяндаевского района, скульптура изюбря встречает путников на въезде в Баяндай.

Помимо этого, на территории бурятской усадьбы этнографического комплекса расположен амбар, где буряты хранили все необходимое для сельхозработ и заготовки зерна и шкур. Инструменты для обработки, которые сейчас представлены в этнокомплексе, собирали по домам местных жителей.

Белорусская усадьба

В соседней усадьбе, огражденной собственным забором, расположилась белорусская традиционная изба. Как она оказалась на территории Усть-Ордынского Бурятского округа? Дело в том, что на территории Баяндаевского района есть поселение Тургеневка, основанное в 1909 году белорусами, пришедшими на бурятскую землю благодаря Столыпинской реформе. Как рассказывают местные, пришлые белорусы обжились здесь мгновенно — они выбрали место для поселения весной, а уже осенью их дети пошли в отстроенную с нуля школу. Благодаря ним и местное население потянулось к знаниям — педагоги учили бурятских детей. Потомки тех белорусов живут в Тургеневке по сей день. Там ежегодно проводятся любимые среднерусские праздники — день Ивана Купала, Масленица и другие.

А потому и старая изба на территории этнокомплекса возникла не случайно. Внешне она мало примечательна — такие же срубы до сих пор повсеместно стоят в деревнях по всему Центру России. Зато оказавшись внутри словно попадаешь в деревушку на Двине начала 20 века. Плетеные домотканые ковры, икона в углу, украшенная белым кружевным ситцем, подвесная люлька, белорусская вышиванка на стенах, веретено, печь с полатями. 

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Моя прабабушка, Васса Константиновна Фадеева, рожденная в 1908 году, была чистой белорусской. И даже когда после войны с детьми и мужем она переехала в деревню под Кемерово, не обрусела — говорила на родном языке, дом оформила по белорусской традиции. Сама ткала, как учила мать, сама же оформляла мебель. Я хорошо ее помню, она прожила долгую жизнь. Так вот, оказавшись в белорусской усадьбе в Баяндае, я словно снова попала к ней в гости — в свое далекое детство. Точность деталей поразила. 

В последующем этнографический комплекс хотят расширить — появится здесь и русская усадьба.

В этнокомлексе гостям предлагают принять участие в уникальном действе — местный ансамбль проводит обряды, готовит национальные блюда, рассказывает о наречиях, распространенных только в Усть-Орде и учит танцевать Ёхор — священный бурятский танец. Все это занимает около полутора часов. Если же вы просто хотите посетить музей по дороге на Ольхон — это тоже возможно, но нужно записаться заранее, музей работает только по предварительной записи.

Автор фото и текста Екатерина Волгарева. Выражаем благодарность за организацию посещения этномузея автономную некоммерческую организацию популяризации культурного, природного и этнического наследия Иркутской области “Байкал”.