В 1899 году в Иркутске была выпущена книга В. Копылова “Религиозные верования, обряды и жертвоприношения бурят шаманистов грозным и злым духам”. Мы приводим выдержки из материала, более полную версию которого вы можете прочитать по ссылке

Бурятские шаманы

Во главе злых духов, по шаманским мистериям, стоит Эрлинг. По рассказам одних, Эрлинг существовал при сотворении мира, а другие говорят, что Эрлинг был младший сын Чингисхана, отличавшийся злым и упорным характером. Однажды пришел к нему Чингис, но Эрлинг не хотел с ним говорить и повернулся к нему спиной. Чингис не вынес коварства своего сына и поразил его стрелою. 

Умирая, Эрлинг сказал своему отцу зловещую фразу: “хотя ты и лишил меня жизни, но душу мою не погубил, за все это я буду мстить тебе, твоим сыновьям и твоему потомству”. Сказав это, Эрлинг испустил дух и сделался владыкою темного царства, находящегося где-то на севере, во глубине какой-то бездонной пропасти. Это ужасное место никогда не освещается солнцем, здесь царствует вечная зима. 

Если злые духи изловят душу человека, то запирают ее в одну из этих темниц, где томится она до тех пор, пока не освободит ее от заключения какой-нибудь знаменитый шаман. Была здесь особая подземная темница, где томятся души шаманов, тайшей, родовых старост и прочих бурятских властей. Это тюрьма бурятской аристократии, куда не имеют доступ души простых бурят. Всем духам темного царства буряты приносили в жертву черного барана или карюю кобылу, и вместе со шкурами этих животных вывешивал на березе шкуру зайца.

Кроме того играют немаловажную роль в шаманской демонологии души умерших шаманов и шаманок. Одни из них саган боо (белые шаманы) находятся под ведением юго-западных тэнгэринов, покровительствуют людям, защищают их от грозных и злых духов, посылают довольство и счастье. Они, по рассказам шаманов, выкалывают глаза и перебивают хребет злодеям, опускают пальцы в молоко и увеличивают снимок сметаны, бросают аркан в стадо своего любимца и содействуют размножению табуна. Напротив, другие хара-боо (черные шаманы) при жизни своей служили злым духам, а после смерти сами сделались альбинами и бохолдоями, всячески стараются вредить людям, посылают на них всякого рода несчастья, болезни и смерть. Т

В Кудинском ведомстве известен черный шаман Яртагашка Хабалзаев. Преисполненный бесовской силы, Хабалзаев еще при жизни своей мог совершать удивительные дела: он лизал языком раскаленное железо, глотал целые кирпичи, мало того, к великому удивлению своих соулусников, летал по воздуху, как птица, плавал под водою, как рыба. Он похищал души людей и заточал их в темницы Эрлинг хара-ноена, откуда не могли освободить их самые опытные шаманы.

Кроме всех вышеозначенных духов, по воззрению шаманов, существует еще бесчисленное множество орон-угэй шутхуров, т. е. безместных демонов, которые, разбегаясь по всему свету, ссорят людей, вторгаясь в их жилища, подкарауливают человеческие души, ловят их и отправляют в преисподнюю к Эрлинг хану.

Испытывая постоянный страх перед грозными и злыми силами, шаманист старается умилостивить их и расположить в свою пользу разными жертвоприношениями. У монголо-бурят существует бесчисленное множество обрядов и жертв. Каждой темной сущности  приносится особая жертва, ему угодная: иному вино, другому молоко, третьему какая-нибудь звериная шкура, четвертому корова и так далее. Иному, более могущественному, приносится разом по несколько животных, по указанию шамана. Из множества обрядов и жертв, приносимых в умилостивление злых духов, особенно замечательны по своей обрядности и внешней обстановке Кырык и Сасалга. Остановимся на первом обряде.

Шаман Бурят

Курык — это обряд, который позволяет выкупить душу больного человека у темных сил. По количеству жертв кырыки бывают большие и малые. При малом кырыке приносится в жертву одно какое-нибудь животное, по указанию шамана, а при большом — несколько животных сразу.

В летнее время все кырыки отправляются на дворе. Для этого вблизи юрты разводят огонь и ставят две березы. От одной березы до другой протягивается волосяной шнур. На шнур навешивается 19 ленточек белого и синего цвета. В саженях двух от места расстилают войлок, на который устанавливаются жбаны с тарасуном (алкоголь) и молоком. Около жбанов втыкаются еще две небольших березки. Направо от них становится шаман, а налево привязываются обреченные на жертву животные. Больной, за которого приносится жертва, сидит или лежит на войлоке около огня. Когда все готово, шаман берет в руку жодо (березовую ветку с расщепом на конце, в который вставляет зажжённый кусочек пихтовой коры), окуривает им все приготовленные к кырыку вещи и животных. Затем, взявши в правую руку чашку с простоквашей, произносит воззвания к духам, призывает к себе на помощь души умерших знаменитых шаманов и шаманок, громко взывая к ним. Больной дует и плюет на животных, а шаман произносит второе воззвание, после которого резаком колет животных, разрезая им грудь и погружает во внутренность животных жодо (угощение).

При снимании шкуры с животных, оставляют при ней голову и ноги. Мясо варят в котлах, а шкуры вывешивают на березы. Пока варится мясо, присутствующие на кырыке пьют вино, а шаман, взявши в руки хорби (две шаманские трости), начинает петь заклинания злым духам, сначала тихо, потом все громче и громче, сопровождая пение ударами хорби. По мере того, как пение делается быстрее и энергичнее, шаман приходит в исступление, делает прыжки, кривляется и кричит голосом разных животных, пена клубится у его рта, налитые кровью глаза принимают страшное выражение. Эта артистическая часть шаманства прерывается диким криком, и шаман в изнеможении падает на землю. В это время душа его уходит в мир духов и узнает там, что нужно. Спустя несколько минут, шаман приходит в себя и объясняет свое сообщение с духами.

Следующий этап обряда — жечь на костре разные части туши, жилы и прочее. Каждая часть отдается духам “разных сословий”. Чем сильнее и могущественнее темная сила, тем качественнее мясо ей передают.

После окончания всех обрядностей, жертвенным мясом кормят больного, угощают шамана и весь собравшийся на кырык народ. При этом, если больной выздоравливает, то исцеление его приписывается опытности шамана, а если нет надежды на выздоровление, то шаман объясняет, что к отысканию души умирающего нет никаких средств, что он для разыскания её проходил 7 ледяных земель, 7 небес, заглядывал в жилище демонов, но все поиски по отысканию души оказалась напрасными.

 

05.12.2022

Возрастное ограничение: 12+.