Вам будет любопытно узнать, что в Иркутске было два памятника императору Александру III. Первый появился в 1908 году, но «прожил» всего до 1920 года. Второй, максимально похожий, воссоздали в 2003 году. Император отсутствовал на своем месте 83 года, но история и здравый смысл все же восторжествовали.
Впервые памятник Александру III решили установить в честь окончания строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Магистраль связала центр страны с восточными окраинами. Это случилось благодаря императору Александру, поэтому его образ решили увековечить сибиряки. В 1903 году в Иркутске объявили сбор средств на сооружение памятника. Тогда удалось собрать около 150 тысяч рублей. Конкурс на проект скульптуры выиграл архитектор Роберт Бах. За эскиз он даже получил премию в размере 2 тысячи рублей.
Летом 1903 года заложили фундамент. Торжественное открытие было назначено на 30 августа 1908 года. В 8 часов утра население оповестили пятью пушечными выстрелами, а в 9 утра от собора Богоявления вышел крестный ход и проследовал по улицам Амурская (ныне Ленина) и Большая.
Император Александр III запечатлен в форме казачьего атамана сибирских войск. Высота фигуры – 5,5 метров, вес – 4 тонны. Высота памятника вместе с постаментом, который облицован гранитной плиткой, – почти 13,5 метров. Грани декорированы бронзовыми венками, гербами и портретами исторических личностей, которые помогали осваивать Сибирь. Ограду к монументу отлили в Санкт-Петербурге в 1912 году. В ее металлические ветви вплетены изображения Георгия Победоносца. Дополняют композицию фонари, которые стоят по углам памятника. Известно, что когда-то скульптура была центральным объектом разрушенного Александровского сквера.
Многие задаются вопросом: почему Александр III смотрит не на Ангару или город. Ответ на этот вопрос дан в журнале «Гудок»: в протоколе от 27 марта 1907 года записано: «При постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке теряется как бы основная мысль сооружения памятника, а именно на этом месте, на берегу Ангары, против проходящего Великого Сибирского пути… При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывается основная мысль, но со стороны города памятник много потеряет, и столица Сибири как бы обижена таким обращением к ней царя, призвавшего весь край к новой жизни. Если поставить фигуру в профиль, разрешаются удовлетворительно обе задачи. Соображаясь с местными условиями, представляется правильным поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу».
В 1920 году памятник Александру III сбили советские руководители во время первомайского субботника в соответствии с Декретом о памятниках республики. Затерли и надпись с текстом указа о строительстве Транссиба. Сам постамент оставили из-за его «высокохудожественности». Первое время бронзовый Александр стоял на территории Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества, потом бесследно пропал. Существует версия, что скульптуру царя переплавили и отлили из нее памятник Владимиру Ленину, который сейчас стоит на управлении ГЭС.
Постамент простоял без скульптуры 43 года. Сначала туда планировали установить памятник Ильичу, сопроводив фигурами рабочего и колхозницы. Затем, в 1947 году, на место Александра хотели водрузить памятник Григорию Шелихову, однако скульптура до Иркутска не доехала, оставшись в другом городе. В 1963 году появился шпиль, который называли памятником «Первопроходцам Сибири». В 1995 году с инициативой восстановить монумент Александру III выступила общественность города, но «пробить» вопрос удалось только к 2003 году. Свою роль сыграло яркое выступление писателя Валентина Распутина на заседании городской думы.
Практически точную копию монумента 1908 года создал архитектор Альберт Чаркин. Он восстановил облик Александра III по открыткам и фотографиям тех лет. Он тогда говорил: «Императора надо делать, чтобы он был, конечно же, узнаваем, добавив возвышенности. Это мое убеждение. Все памятники должны создаваться, как говорили древние греки, чтобы приподнять человека, не унизить, а именно приподнять».
Монумент был восстановлен на средства ВСЖД. Торжественное открытие состоялось в сентябре 2003 года.
Эта локация включена в подробный авторский маршрут “Исторический Иркутск: от Царя до Ильича”. Чтобы пройтись по нему, перейдите по ссылке.