Кяхта (на карте) — небольшой, но имеющий богатую историю город в Бурятии, расположенный на границе с Монголией, в 234 километрах от Улан-Удэ. Один из пяти исторических городов Бурятии. Город Кяхта появился в результате политики Петра I и активной деятельности талантливого дипломата Саввы Рагузинского.

В XVIII-XIX веках Кяхту называли мировой чайной столицей. Именно Кяхта снабжала всю страну чаем, который везли караванами из Китая. На торговле чаем заработали огромные деньги несколько десятков кяхтинских и иркутских купцов. В середине XIX века в Кяхте было 40 усадеб, и в 20 из них жили миллионеры, сделавшие своё состояние на оптовой торговле чаем. В лучшие свои годы Кяхта приносила российской казне 8-9% всех её доходов. До 1935 года город назывался Троицкосавск и принадлежал Иркутской губернии. В настоящее время административный центр Кяхтинского района республики с населением около 20 тысяч человек.

Кяхта
otkidach38 / Instagram

История Кяхты начинается в 1727 году, когда на месте Барсуковского зимовья был построен Троицкосавский острог, который представлял собой деревянную крепость с Троицкой церковью и обширным внутренним двором с 12 амбарами. В 1728 году Кяхтинская слобода, где селились купцы, была полностью достроена. Изначально поселение было торговым пунктом, через который проходило более половины товарооборота между Россией и Китаем. Со временем до 90-х годов прошлого века в городе говорили на особом, «кяхтинском», языке — смеси русского и китайского.

В окрестностях Кяхты насчитывается около 100 памятников культуры и архитектуры. Самые известные из  них — Троицкий собор, Успенская и Воскресенская церкви, Здание городского банка,Гостиный двор, Дом Купца Лушникова, Красные Казармы, Посольский дом. Современники называли этот купеческий город «Песчаной Венецией». Все храмы Кяхты были построены на купеческие пожертвования и отличались пышным убранством. Тот же Воскресенский храм интерьером мог сравниться с соборами московского Кремля: царские врата и паникадило в нём были сделаны из серебра, а многие иконы позолочены и украшены драгоценными камнями. Не забывали купцы и про образование: в небольшом городке в середине XIX насчитывалось 9 учебных заведений, где преподавали учителя, приехавшие из европейской части России. После строительства Китайско-Восточной железной дороги (1903 г), Кяхта потеряла  свое «чайное» значение и торговая гильдия переключилась на импорт и экспорт товаров из Монголии.

Также Кяхта была знаменита тем, что именно из этого города отправлялись в Монголию, Китай и Тибет многочисленные научные экспедиции. Ученые нуждались в проводниках, переводчиках, вооружённых конвоирах, всеми этими кадрами их обеспечивала Кяхта. Именно из Кяхты отправлялись в свои знаменитые экспедиции Николай Пржевальский и Гомбожаб Цыбиков, Владимир Обручев.

В настоящее время через город проходит трасса А340, которая, превращаясь в Таможенную улицу, упирается в пограничный контрольный пункт. Здесь колокольня Воскресенского храма возносится, словно наблюдательная вышка, и в прежние века с неё действительно вели наблюдения за строптивыми соседями. Она же служила ориентиром для возвращавшихся из Монголии и Китая путешественников. Для гостей города обязательно надо посетить местный краеведческий музей. В музее разработаны и тематические экскурсионные программы:  «Кяхта православная», «Наследие гуннов», «Цветной калейдоскоп старообрядцев», «Знакомство с культурой народов Бурятии».