В числе первых дацанов, возникших у селенгинских бурят, был Джидинский (Атаганский Дырестуйский дацан или Джидинский дацан 1-го Атаганского рода).


По одним источникам годом основания считается 1749-й, по другим – 1770 год. Тибетское название дацана – Лхундуб Дэченлин. Дацан был построен на средства рода атаганов на левом берегу Джиды около священной горы Номто-уула. В 1788 году ширетуем дацана был Пунцог-Жамсо Тангадун, 88 лет, из атаганского рода. Гэбгуй-ламой был Лубсан-Гомбо Тахигун – 45 лет, кроме того, были еще 8 человек, их должности назывались унзад, нирба, тахильчи, дуганчи.

дацан сегодня

  • В 1712 году в Забайкалье бежали из Монголии от военных беспорядков 100 монгольских и 50 тибетских лам. Их появление ускорило процесс распространения буддизма среди бурят.
  • В 1741 году указом императрицы Елизаветы впервые был утвержден штат из 150 лам. Таким образом, царское правительство официально утвердило ламаизм в статусе государственной религии, началось строительство буддийских дацанов.
  • В 1837-1851 годах ширетуем был Чагдуржап Вампилун. После его смерти обязанности ширетуя в 1851-1852 годах исполнял Намжил Гомбоев. В 1852 году ширетуем избран внук Чагдуржапа Вампилуна гэбгуй Чойжи-Жалцан Хандажабон.
  • На 1851 год по отчету приходилось штатных лам – 237, прихожан родовых мужчин – 1061, женщин – 1301, казаков – 735 мужчин и 876 женщин. В 1853 году число сумэ составило 16. С 1858 по 1860 год ширетуем был Гомбоин, с 1860 по 1891 годы – Цырен-Доржи Цынгунов. С 1892 по 1902 год ширетуем был Самдан Намидунов, в 1902 году им стал Данзан Цыденов.
  • Данные на 1893 год: штатных лам – 320, прихожан – 5113, число сумэ достигло 17. В дацане было развито книгопечатание, иконопись и культовое зодчество. В большой южной части проходили молебны, на северной половине обучали и лечили.
  • В печатне издавали книги на тибетском и монгольском языках до 52 наименований. До горы Номто-уула (на север от дацана) стояли субурганы. Ламы проживали в домиках и юртах рядом с дацаном.

Прошлое дацана на старых фото

В 20-е годы прошлого века партия большевиков начала кампанию, направленную против религии. В 1924 году во всех аймаках Бурят-Монгольской АССР были созданы комиссии по ламскому вопросу. С 1926 года все служители дацанов были лишены не только избирательных прав, но и права на землепользование. До конца 20-х годов борьба в основном была идеологической. С начала коллективизации усилились административные меры по отношению к дацанам и их служителям, нормальное функционирование дацанов стало невозможным.
Особым поводом для гонения лам стали события лета 1930 года, когда недовольные коллективизацией крестьяне Дырестуйского улуса подняли восстание. Лам обвинили, что они были идеологическими руководителями восстания. По воспоминаниям старожилов, в начале 30-х годов лам и хувараков числилось почти 500 человек, большинство из них было репрессировано. Многих лам арестовали, и конный отряд красноармейцев погнал пеших арестованных по тракту в направлении Кяхты. Большинство лам сгинули безвестно. Немногие уцелевшие из их числа прошли тяжелый путь мытарств, работали на лесозаготовках в Красноярском крае. Здание дацана было превращено в машинно-тракторную станцию.

Реставрация дацана
Реставрация дацана

В 1992 году дырестуйцы построили субурган у подножия Номто-уулы, в 1996 году был поставлен дуган на восточной стороне села. В 2002 году в Дырестуе побывал духовный глава буддистов России хамбо-лама Дамба Аюшеев. Увидев сохранившиеся стены и здание дацана, он пообещал помочь восстановить один из старейших дацанов Бурятии. В 2003 году он выделил 1000 тысяч рублей для первоначальных работ. 11 января 2004 года в возрождаемый Атаган дацан снова приехал хамбо-лама со многими священнослужителями и провел торжественный молебен в одной оборудованной комнате дацана.
Хамбо-лама назначил ширетуем Атаган дацана – Баради ламу (Барадий Васильевич Чойнзонов).

Автор текста: Р.Галсанов, учитель истории Дырестуйской средней школы. Статья и фото взяты в группе дацана в ВК.