Режиссер и продюсер Юрий Яшников знаком иркутянам по целому ряду значимых проектов. Например, он был звездой команды КВН “Байкал”, дошедшей до полуфинала Высшей лиги. Сегодня Юрий олицетворяет региональную кинематографию не только для Иркутской области, но и для всей России.

Это вторая часть нашего диалога с Юрием. В прошлой мы обсудили начало его карьеры и дебют в кино — фильм “Похабовск. Обратная сторона Сибири”.

Юрий Яшников
Фото из соцсетей Юрия
Русский Морган

Расскажете о ваших сегодняшних проектах?

Из самых интересных проектов последнего времени я бы выделил фильм Насти Зверьковой “Русский Морган”. Эта картина тяжело нам давалась, три года ушло на создание 16-минутного фильма. Сложно было искать на него финансирование. К счастью, его удалось доделать. А реакция на него превзошла все наши ожидания. Мы предположить не могли, что он наделает столько шуму. Во-первых, это огромное количество просмотров в Сети, хотя нам предрекали, что он, как большинство документальных фильмов, соберет в зрители сто историков, и на этом дело кончится. Сейчас “ВКонтакте” у фильма больше 300 тысяч просмотров, они каждый день растут. Во всех соцсетях.

Из этого мы делаем вывод, что фильм людям нравится — никакой громкой пиар-кампании у него уже нет, значит его рекомендуют друг другу посмотреть. Очень удивил факт, что фильм понравился школьникам — его находят учителя в соцсетях и показывают на уроках. А потом нам сами ученики пишут посты благодарности и по школам с презентациями зовут. Это классно! “Русский Морган” понравился и бизнес-сообществу. Главный герой картины — Николай Второв, он был самым богатым предпринимателем в России своего времени по версии журнала Forbes. И он иркутянин. Предприниматели смотрят этот фильм и говорят, что у них крылья подросли за эти 16 минут — есть, куда стремиться. 

Получив всю эту обратную связь, мы подумали с Настей Зверьковой, что “Русский Морган” — это технология. Мы разобрали по пунктам, почему он так успешен, описали действия, необходимые для производства такого документального фильма. Как рецепт при выпечке хлеба или последовательность сборки машины. 

Насте удалось в этом фильме найти прием вымышленного, но абсолютно документального по содержанию интервью. Мы поняли, что это работает. Потому что как принято делать документальные фильмы? Диктор за кадром читает факты из жизни героя. И аудитория сразу очень сильно сужается, потому что такая форма подачи интересна только замотивированному зрителю, которому важно получить эту информацию. Введя в такой ход вещей игровую составляющую, мы сделали из этого документально-игровую картину. И, как нам сказали наши коллеги позже, мы с этим попали в мировой тренд — сейчас это называется гибридным кино. Есть зритель, которого не очень интересует история, реализованная в игровом жанре — ему хочется документальной действительности. Но с другой стороны, людям стало скучновато смотреть документалистику в чистом виде. И тут появилось вот это совмещение. 

Так у нас родилась идея документального сериала “Киноинтервью”. Мы находимся в процессе проработки этого проекта. Для начала мы описали, как именно это делать. Дело в том, что произвести такой фильм в чисто игровом жанре стоило бы сейчас миллионов 30 (костюмы, актеры, локации и так далее), а если перекрываться хроникой, рисунками, фотографиями, компьютерной графикой, то производство стоит намного дешевле. А значит, регион уже может себе это позволить — рассказывать про своих героев. Вот когда у Москвы дойдут руки до Второва? Никогда. А почему мы не заслуживаем собственных героев? Мы поняли, что такие фильмы должны появиться и про Миля, и про Белобородова, и про Рассушина, и про Ножикова… Много про кого. Это и есть идея нашего сериала. А также к нам уже подошел общественный деятель из Бурятии и попросил сделать фильм про их героя. Конечно, мы можем это сделать. Все регионы этого заслуживают. 

Вы с таким вдохновением рассказываете про героев Иркутска. Но возникает вопрос — это же очень сложно заниматься региональным кино и в плане финансирования, и в плане технического оснащения. Я не очень понимаю, как вы снимаете большие картины без площадок “Мосфильма”, “Ленфильма” и какого-то минимального оснащения, рынка. Не хочется уехать в Москву, где вы будете заниматься тем же, но в гораздо более простых условиях?

Да, здесь делать кино не просто. Именно поэтому слоган нашей кинокомпании “Делаем кино в Сибири несмотря ни на что”. Но вопрос о переезде пока остро не вставал. Я не думаю, что нашим коллегам в столице намного проще. В Москве ведь огромное количество кинокомпаний сопоставимого с нами масштаба, они тоже ищут деньги, тоже являются по сути региональными. Для них точно такая же проблема выйти на федеральный уровень. Но у них нет своих бизнесменов, которые в них верят. Поэтому мы делаем то, что делаем с верой, что кинопроизводство здесь будет набирать обороты. Мы видим сейчас реальное желание поддержать отрасль со стороны города Иркутска и со стороны области. У бизнеса растет вера в региональное кино, потому что каждый год кинокомпании региона делают громкие премьеры.

Кинофестивали Иркутской области

Вы активно поддерживаете два кинофестиваля, проходящих в Иркутске. Как мы выяснили во время беседы, “Кинокомпания Юрия Яшникова” к этому прямого отношения не имеет, только вы как кинематографист. 

Да. В этом году пройдет 20-й фестиваль “Человек и природа”. Но ему на самом деле больше, чем 20 лет, изначально он проводился раз в два года. Мы стараемся помогать в его организации и проведении. Фестиваль этого года обещает стать очень мощным явлением. У меня такая надежда возникла после встречи регионального киносообщества с губернатором. Нужно сказать, что Игоря Ивановича (Кобзева — прим. ред.) проект “Человек и природа” очень заинтересовал. Потому что это один из немногих в России экологических фестивалей, при этом, известных на весь мир. Он, конечно, может быть лицом региона. И покуда в этот раз фестиваль юбилейный, думаю, что он пройдет на очень высокой ноте. Фестиваль пройдет с 8 по 12 сентября.

“Байкальский фестиваль регионального кино” это проект, родившийся в 2015 году на стратегической сессии, посвященной кинопроизводству в регионе. Сессия эта стала переломной точкой в жизни кинематографа Иркутской области, там все кинематографисты региона впервые собрались и вместе придумали стратегию развития отрасли на много лет вперед. В частности, тогда же был придуман “Байкальский питчинг”, который проводится в Иркутске. И “Байкальский фестиваль регионального кино”. Дирекция этого фестиваля состоит из представителей разных киностудий, кинокомпаний региона. Художественный руководитель — Юлия Бывшева. Креативный директор — Александра Мерзлякова, а я — продюсер. 

Другие проекты кинокомпании

Вернемся к вашим проектам. Как продвигаются дела с картиной про Ивана Вырыпаева?

Этот проект находится в стадии реализации. Мы постоянно что-то для него делаем. Все наши проекты движутся либо по мере появления у нас сил, либо по мере поступления ресурсов компании, которые мы можем туда направить. Так происходит и с фильмом “Иркутск Ивана Вырыпаева”. Сначала ведь режиссировать фильм взялся я, потом отдал его Насте Зверьковой. Она написала очень классный сценарий, но он требует новых съемок (масса материала с Иваном была отснята до появления Анастасии в проекте — прим. ред.). Сейчас ищем средства, чтобы все реализовать. 

К счастью, мы в контакте с самим Иваном. Нас про фильм спрашивают, конечно, те, кто следит за этой историей. Но поверьте — это ничто по сравнению с Ваниными подколками. Я в последний раз на съемку прилетел в Москву и мне Ваня сказал: “Знаешь, вы все правильно делаете. Это мудро. Приведет вас к успеху”. Я спрашиваю: “Ваня, что ты имеешь в виду???”. “Ну, это классный маркетинговый ход — выпустить этот фильм, когда я умру. Это будет реальный хайп”. А архивы у нас действительно уникальные. Просто запредельное количество материала. В общем, мы не смирились и будем делать эту картину. Пример “Русского Моргана” дает нам понять, что главное — не сдаваться. Вот куда пришла энергия, то и делаем. 

Также у вас вышел популярный фильм про дрифтера “Траектория Егора Лосева”.

Этот проект появился чуть позже, чем “Иркутск Ивана Вырыпаева”. Иркутский продюсер Роман Буркало позвонил мне и сказал, что у него есть герой не хуже: “Просто сибирский медведь, который разрывает российский дрифт”. Тогда он был звездой именно в России, а сейчас он разрывает мировые арены. И это фильм не про спорт! Он про мальчика из ИСХИ (в данном случае — пригород Иркутска, где находился одноименный университет — прим. ред.), который всегда очень любил машины и верил в свою мечту. У “Траектории Лосева”, кстати, вообще больше всего просмотров — он перевалил за полмиллиона. 

ГайдайЦентр

гайдай центр

Это тоже не совсем “Кинокомпания Юрия Яшникова”, это все-таки общественная организация. После возникновения кинокомпании в 2013 году мне стало интересно все, что касается кино. И как-то я увидел объявление, что в Иркутск приезжает дочь Леонида Гайдая Оксана Леонидовна, чтобы провести вечер воспоминаний в “Доме кино” о своем отце. Я, естественно, бросаюсь туда, потому что Гайдай для меня просто… русский Джеймс Кэмерон. В прошлом году “Мосфильм” выложил все советские ключевые фильмы в Сеть и подвел через год итоги по просмотрам. На первом и втором месте — “Операция Ы” и “Кавказская пленница”. Полвека прошло, а Гайдай по-прежнему в тренде, у него пять таких блокбастеров! 

В общем, приехала дочь, рассказала о нем потрясающие вещи, а потом говорит: “Кстати, я бы не прочь проехаться сейчас до отцовского дома. Если кто на машине”. К счастью, я был за рулем. Мы приехали на улицу Касьянова, 35. Оказавшись там, у этого деревянного дома, мы с другими кинематографистами поняли, что мы обязаны приложить все усилия, чтобы в этом здании когда-нибудь появился дом-музей Леонида Гайдая. Так и появился “ГайдайЦентр”. А онлайн-музей возник этой весной. Он произвел хорошее впечатление и на московскую семью Леонида Иовича, и на посетителей. И, конечно, мы будем дальше развивать как музей, так и другие проекты, связанные с Леонидом Гайдаем. Будем искать партнеров, гранты, спонсоров…

Помните, я в начале говорил про “бурятскую броню”? Вот мы тоже уже немножко броней обросли за эти годы. И никуда мы не торопимся — будем заниматься всем по возможности.

Редакция «Байкальского Фронтира» выражает Юрию огромную благодарность за интервью и желает творческих успехов!

30.08.2021

Возрастное ограничение: 0+.