Журнал / Все

Экспедиция «Байкал — Аляска» покоряет Амур

После длительной вынужденной остановки команда проекта «Байкал — Аляска: по следам Амурской экспедиции» продолжила свое путешествие. Команда стояла три недели в Кокуе Забайкальского края. О начале экспедиции читайте здесь.

15 июня от ледокола «Ангара» в Иркутске стартовала команда проекта «Байкал — Аляска: по следам амурской экспедиции». Экипаж решил преодолеть по воде более 6000 километров на борту надувной моторной лодки катамаранного класса.

День двадцать пятый. 7 августа. Выдвигаемся из Кокуя
Долго ли, коротко ли, но прошли, наконец-то, дни ожидания разрешения на старт продолжения экспедиции – и сегодня «Искатель-3» с Александром Ломпом и Андреем Прудниковым на борту отправился дальше после долгого стояния в Кокуе. Оно побило рекорды прошлых вынужденных остановок – из-за циклона Васи в Охотском море и из-за шторма в Фолс Пассе. Но главное, что завершилось.
«Искатель – 3» в норме, участники на борту опытные, выход прошел отлично. Скоро к команде присоединится капитан Анатолий Казакевич, который сейчас уже в поезде, а также оператор Артем, который параллельно на суше проведет съемки материала для документального фильма.
Напомним, мы ждали, когда МЧС и пограничные службы дадут нам разрешение на продолжения похода из-за чрезвычайной ситуации в Амурской области, где долгое время сохранялся повышенный уровень воды. Иногда в экспедиции приходится сталкиваться вот с такими «поворотами» стихии и принимать решения, учитывая требования служб охраны и жизнеобеспечения. А безопасность для нас важна, мы никогда не рискуем здоровьем участников. Благодарим всех, кто помогал с оформлением всех необходимых документов, поддерживал и переживал! Продолжаем двигаться по пути Амурской экспедиции.
Кстати, за время паузы Иркутскому краеведческому музею официально присвоено имя генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского.
Байкал - Аляска
День двадцать шестой. Шестое августа. По красивым местам без единого встреченного судна
«Тепло, солнечно, прошли хорошо, везде гостеприимно встречают», — рассказывает о втором дне «послеожидательного этапа» Александр Ломп. И в голосе звучит радость. Вся команда отлично понимает его: здесь, в экспедиционных условиях, начинаешь особенно ценить простые жизненные вещи: солнечное тепло после зябкости и прохлады, приятные глазу пейзажи в мягких тонах после городской пыли и мелькающих экранов гаджетов, тишину, эмоции встречающих людей, общение с надежными людьми, с которыми оказался на борту. И в этом — особый кайф от экспедиции.
Пройдено 200 км, частично сплавом, с выключенным двигателем, около пяти ходовых часов, от одной заимки вниз по Шилке до начала Амура, ночевка – в Игнашино. Остановиться посоветовали у местного предпринимателя Андрея Леонидовича, потомка живших в этих местах казаков, хорошо знающего историю края от того, как осваивался Амур со времен Хабарова. Кроме того, у него оказалась отличная баня, что «Байкал-Аляска» очень ценит и даже составила путеводитель по баням после прохождения маршрута от Иркутска до Ситки.
— Места очень красивые здесь, идешь по воде и любуешься, — рассказывает Александр Ломп. – Конечно, сейчас еще везде видны следы недавнего наводнения, вода 4 дня стояла, жители уходили, сейчас возвращаются восстанавливать все, приводить в порядок. Причем пострадала именно российская сторона, со стороны Китая возведены две дамбы.
За весь день экспедиция не встретила ни одного судна. Пока здесь высокая вода, проход – строго по разрешению пограничных служб и специальным документам, которые оформляли для участников. Такие «одинокие» переходы по рекам за всю историю «Байкал-Аляски» были нечасты, например, на Лене нужно было быть аккуратным из-за постоянного «магистрального» движения.
Да, сейчас можно проводить много сравнений с прохождением северного пути сибирских купцов, этот опыт делает нынешнюю экспедицию интереснее. А Александр, прошедший на «Искателе» от Якутска до Хомера на Аляске, после двух дней пути сравнивает и ощущения от катамарана и лодки:
— Для меня катамаран «Искатель» родной, комфортный. Скоростной режим на нем позволял больше увидеть и проникнуться жизнью на тех территориях. Лодка «Искатель-3» больше именно средство передвижения, но и цели разведки этого года другие. Здесь мы быстрее перемещаемся, но видим меньше. Но зато на остановки в исторических местах можем дать себе больше времени, а это важно. Думаю, на пути до Аяна, до которого планирую пройти с экспедицией, будет много такого, что поможет по-новому увидеть историю этих мест.
Байкал - Аляска
День двадцать седьмой. Седьмое августа. В самом древнем русском городище на Амуре
Проснуться с вопросом: «Где я?» в экспедиции вполне нормально, ведь каждый день здесь – ночевка в новом населенном пункте, о котором раньше не знал и не узнал бы, если бы не отправился в этот непредсказуемый путь, который не проходили более ста лет. Поэтому правило простое: встал поутру, умылся — посмотри на карту, где ты.
Так, сегодня команда с утра в Албазино — первом русском стационарном поселении на Амуре, которое основал Ерофей Хабаров в 1650 году. Здесь шли жесткие бои за землю. Первая осада русской крепости окончилась трагически: защитникам пришлось покинуть ее и уйти. Но через 15 лет они вернулись, отстроили острог заново и отбили вторую осаду, окончательно утвердившись на территории. Сейчас это небольшой уютный поселок, где живут чуть больше 300 человек.
— Здесь мы встретились с участниками археологической экспедиции, которая ведет раскопки более десяти лет. Большая удача – мы оказались на одной волне, наши проекты близки по духу и смыслу, всем интересна история, сегодня будет, о чем поговорить всем вместе, запишем материал для книги и фильма, — звонит в штаб экспедиции Александр Ломп.
Как выяснилось, наша экспедиция оказалась в поселке как раз в день, когда в храме проходил праздник — явление иконы Албазинской Богоматери — символа победы русского казачества в освоении Амура. Молебен служил глава Амурской епархии, на службу прибыла большая группа паломников. Храм находится на территории музея, рядом со старой крепостью и считается сердцем православия Приамурья и Дальнего Востока, икону же называют святыней русского Приамурья. Перед этой иконой отслужила молебен
экспедиция Николая Муравьева-Амурского, символично, что и наша экспедиция, повторяющая путь первопроходцев, остановилась здесь в такой день. Кстати, путь по Аляске в 2019 году мы начали с посещения большого праздника на острове Еловый в день почитания святого Германа Аляскинского.
В этот же день к команде присоединился капитан Анатолий Казакевич: из Иркутска он добрался на поезде в Сковородино, потом на машине – до Албазино. Так что дальше экипаж пойдет в составе трех человек.
День двадцать восьмой. Восьмое августа
Из дневника капитана Анатолия Казакевича:
«Вышли из Албазино в 8.40, вкусно позавтракав у коллег из археологической экспедиции.
Взяли курс на поселок Черняево, до него 217 км. Граница РФ и Китая в этой части проходит по фарватеру Амура, идём только левым берегом. Расход бензина перевалили за 2000 литров. Прошли интересный мыс: издалека казался скальником, а вблизи выяснилось, что это спрессованный гравий, видимо, появился тут от движения ледников, никто из нас троих ни разу не встречал такого. Прошли Черняево, на ночевку отправились в Кузнецово, итого за день примерно 270 км, но ощущение, что уже несколько дней иду. Прошли хорошо. Каждую точки ночевки согласуем с пограничниками, это новое для нас, но понимаем, что в пограничной зоне. Посмотрели перед сном фильм археологической экспедиции в Албазино «Где хоть раз был поднят русский флаг, там он спускаться не должен», его нам скопировал Андрей Николаевич в Албазино. Фильм достаточно достоверно и полно описывает историю освоения Приморья Муравьевым-Амурским. Рекомендую к просмотру всем».
День двадцать девятый. Девятое августа. 1000 км от Кокуя
В экспедиции можно вдоволь наговориться: здесь не отвлекают «рабочие вопросы», бытовые мелочи, сигналы о пришедших сообщениях, соцсети и тому подобное. Здесь рядом единомышленники, с которыми всегда много пересекающихся тем. На борту «Байкал-Аляски» всегда так. Вот и сейчас Анатолий Казакевич, Александр Ломп и Андрей Прудников могут поговорить не только об экспедициях и путешествиях, которых за плечами много у каждого, но и о бизнесе, ведь каждый из них – успешный предприниматель, давно с ноля создавший и развивший свое дело.
«11:00, ровно 1000 км от Кокуя», — как бы ни была интересна беседа, красивы окрестные пейзажи, капитан четко отмечает все вехи маршрута для бортового журнала и дневника. Надо это не просто для фиксации событий дня, но и для будущей работы, ведь по этому маршруту мы планируем проводить путешествия для туристов, поэтому сейчас, во время разведки, надо детально проработать все. До поселка Сергеевка – 230 км, от нее до Благовещенска – 75. За день — 320 км.
Из дневника Анатолия Казакевича: «Выяснили у пограничника, кто уже тут 3 года служит, что за все время прошёл один плот, на котором были отец с дочкой, и вот теперь мы, больше никого здесь не было. Конечно, для пограничных служб мы — явление необычное. Но встречают везде гостеприимно».
Байкал - Аляска
День тридцатый. Десятое августа. Прибытие в Благовещенск
Утром десятого августа экспедиция успешно прибыла в Благовещенск, где первым делом прошла все проверочные процедуры у пограничных служб. Нам иногда задают вопрос, почему в организации прохождения маршрута так много «бумажной работы», ведь вроде бы все просто: собрались, сели в лодку и поехали историю с географией изучать. Поясним: да, на первый взгляд кажется, что это такая походная романтика, требующая только желания путешествовать. На самом деле организация процесса гораздо серьезнее, мы обязаны соблюдать все законы территорий, следовать правилам. Поэтому для посещения других стран участникам, как и остальным, необходимы визы, все плавательные средства официально зарегистрированы и имеют все необходимые документы, для прохождения приграничных зон оформляются документы на каждого участника по требованиям охранных служб. Также оформляются документы для нахождения в заповедниках. Все это – важная часть грамотно организованного маршрута, главным приоритетом которого остается безопасность.
— Причалили оперативно, лодку быстро достали из воды, в этом помог местный дилер «Ямахи», за что спасибо. Сделали полное плановое ТО, заправили, сейчас готовим ее к походу. Тент немного ремонтируем, — сообщил в штаб экспедиции Анатолий Казакевич.
Из дневника капитана Анатолия Казакевича:
«Наблюдения с борта «Искателя-3». Наш амурский маршрут идёт от самого начала Амура — устья Шилки до устья Амура в Охотское море. Это величайшая река, по ее 2000 километров проходит граница РФ и Китая. Местами ширина реки меньше 500 метров, 250 слева — российские, 250 — китайские. Незримая граница проходит по фоватеру, граница которого каждый год меняется в зависимости от уровня и течения реки.
Выход на российский берег без специального разрешения запрещён. Движение по реке разрешено только в светлое время суток. Остановки на ночевку — только в согласованных с пограничными службами местах, в посёлках. Когда выходишь на берег, первое, что видишь, — колючая проволока, ворота. Все под контролем. В каждом пункте нас уже ждут и встречают. Сначала проверка документов — и выход в посёлок за колючую проволоку.
Отдельная благодарность пограничным службам. Всё ребята встречают очень гостеприимно и приветливо. На заставах порядок, службу несут ответственно!
Но при этом и нашу экспедицию «Байкал-Аляска» контролируют очень четко».
Байкал Аляска
День тридцать первый. Одиннадцатое августа. Смотрим через необъятный Амур на китайский берег
«Дошли до райцентра Поярково, здесь останемся на ночь, от Благовещенска добрались хорошо», — сообщает в экспедиционный штаб Александр Ломп. Место это интересно тем, что было одним из первых казачьих поселений в районе и названо в честь одного из первопроходцев, якутского воеводы. Раньше здесь была церковь, торговые лавки, почта, небольшая школа. Потом в советское время с появлением железной дороги, колхозов, местность расцвела. Например, отсюда отправлялся уголь в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и другие города. «Здесь работали два речных порта, уголь грузили по новой технологии: вагоны опрокидывались в баржу. Все снабжение углем шло через Поярково. А 1990-х начался спад», — добавляет Александр Ломп.
Сейчас здесь живут около семи тысяч человек, и, как отмечают участники экспедиции, видно, как это место любят и ухаживают за ним: «Сразу обратили внимание на красивый берег, сад, чистоту и общий уют, после перехода это особенно ценно. Здесь хочется пожить», — делится Анатолий Казакевич. А потом рассказывает и о других ярких моментах дня: «Впечатлил момент, когда увидел место, где Зея впадает в Амур. Он сразу стал шире раза в три! Сразу другой масштаб. Если раньше шли – скалы, прижимы на поворотах, то тут сразу ощущение, будто Амур вырвался на простор. Огромная гладь, много островов, проток, можно заблудиться. Еще из интересных моментов: проходили под мостом, соединяющим Российскую Федерацию и Китай. Живописный!».
Как и в других местах, здесь экспедиции рады и встречают гостеприимно. Мы всегда говорим о том, что экспедиция – это не только команда организаторов, участники и партнеры, но и все те, кто чем может поддерживает ее на непростом пути следования. Поит чаем, кормит обедом, дает место для швартовки, рассказывает об истории места. В Благовещенске мы благодарили дилерский центр «Ямаха», сделавший ТО, отдельное спасибо – Татьяне и ее коллегам из мастерской, где шьют тенты, за то, что быстро и качественно восстановили потрепавшийся тент «Искателя – 3», а также яхт-клубу «Командор».
Еще из Поярково открывается панорамный вид на китайский город на другом берегу. Но на этот раз заграничных территорий на нашем маршруте нет, в отличие от «Байкал-Аляски» по северному пути, когда мы дошли до Аляски. И граница закрыта, и в планах не было. Кстати, о планах. Их уже очень сильно подкорректировал разлившийся Амур, но на этом природные сложности по маршруту не заканчиваются. Нынешний летний сезон на Шантарах был практически сорван из-за долго державшегося льда, какой будет ледовая обстановка к моменту прихода экспедиции, не известно. Другая проблема — масштабные пожары в Якутии, дым от которых движется в сторону, где проходит маршрут. Какое решение? Узнавать обстановку, принимать здравые решения, как всегда. Экспедиция на связи с МЧС, пограничниками, оперативно получает данные о прогнозе погоды. На ближайшее время путь свободен.
Байкал - Аляска

Возрастное ограничение: 0+.

В наших соцсетях все самое интересное!

Вам может понравиться