Председатель Иркутской региональной общественной организации по сохранению и развитию этнокультурного наследия «Возрождение» Родион Шантанов по итогам этнотура в Осинский район Иркутской области, о котором мы писали ранее, написал большую и вдумчивую статью. В ней автор размышляет о шаманизме западных бурятов: о его современности, проблемах сохранения традиций, необходимости эту связь сохранять. С разрешения автора мы публикуем отрывок из авторского текста без изменений.

Читайте по теме: Шаманизм западных бурятов. Духи как часть среды

#БРАТБУРЯТ В ЭТНОТУРЕ ПО ОСИНСКОМУ РАЙОНУ
Шаманы буряты
Фото Елены Бадашкеевой

Эта статья посвящена моей поездке в Осинский район в рамках этнотура от Татьяны Швыдченко. Здесь я делюсь многими фрагментами из личной жизни и публикую свои выводы по противоречивым и волнующим меня моментам, которые накопились за время моего присутствия в различных проектах. Поездка в Осинский район и проект «Это Этно» дал мне возможность рассказать о них здесь.

Шаманизм. Проблемы и перспективы

Буряты шаманы
Осинский шаман по время проведения молебна. Фото Родиона Шантанова

Всегда говорю о том, что шаманизм – это самая тяжелая религия на планете. Она даже и к религии тяжело относится. В доказательство своим словам привожу следующие наиболее популярные факты.

Наличие определенного центра притяжения. В любой существующей сегодня религии есть определенные храмы или центры (к примеру, в буддизме – дацан, в православии – церковь), что определенным образом создает уверенность в том, что религия есть и будет. Также данные центры создают особую атмосферу погружения человека в эту самую религию, которую он исповедует. Говоря о шаманизме, то по сей день принято считать его храмом небо, «вечное сине-голубое небо». Поэтому, где бы не был человек, причисляющий себя к шаманизму, он всегда может обратится к небу. Это во многом создает ту разность в обрядах, поверьях и, даже, стереотипах, которые имеются в сегодняшнем шаманизме.

Отсутствие зафиксированных текстов для совершения ритуалов. Известный всем священный мусульманский коран зафиксировал все вероучения мусульманского мира и сегодня каждый мусульманин молится своему богу именно по этому источнику. Такие бумажные носители есть в других религиях, кроме шаманизма. Сама сущность шаманизма заключается в том, что люди совершая молебен, молятся/поклоняются духам своих предков, духам местности и т.д. Следовательно, у каждой семьи и у каждого клана имеются свои предки, своих духи, которые оберегают их дом, их местность, где они проживают. Поэтому любая шаманистская семья для совершения своего семейного молебна зовут определенного «своего»шамана, который знает: кому и как молится (этими шаманами во многом выступают родовые шаманы).

Разные способы совершения ритуалов. В православной церкви в определенных ритуалах ставятся свечи, при крещении ребенка омывают водой, при венчании молодоженов наставляют венчальные короны и т.д. Все эти элементы имеют обязательный характер вне зависимости от территории расположения церкви. В шаманизме вновь существуют различия. В некоторых бурятских кланах на священных местах достаточно налить спиртного в стакан и побрызгать на землю, в других кланах на голую землю капать запрещено и нужно обязательно совершить данный ритуал на дерево. В третьих же кланах — на близлежащий камень. Также присутствуя на бурятских шаманских молебнах любой мужчина обязательно должен иметь пояс и на голову должен быть надет головной убор. У женщин платки на головах и обязательно платья/халаты. В некоторых бурятских кланах эти условия совершенно не обязательны.

Таким образом, каждый бурят должен четко понимать и знать: к какому роду он относится; в какой местности его род берет начало; кто является прародителем его рода; какие есть правила проведения обрядов у его рода. Владея всей этой информацией можно говорить о том, что молебен, который он будет «заказывать» у шамана будет действительным и актуальным.

По мнению автора, перспективы шаманизма необходимо рассматривать в концепции значимости для народа, который исповедует шаманизм. Сегодня именно шаманизм является для бурят старшего поколения социальным инструментом притяжения к своим корням, способом привлечения молодежи к истории и культуре своего народа, сильным маркером идентификации с племенной группой бурятского этноса. Это прослеживается в бытовой жизни, когда родители или бабушки и дедушки рассказывают своим детям и внукам о значениях бурятских обрядов, о смыслах изречений бурятских шаманов, о том, каким образом и почему это необходимо проводить и хранить в дальнейшем.

Буряты Шаманы
Шаман протягивает чашу каждому присутствующему на молебне. Фото Родиона Шантанова

Здесь присутствует и другая сторона. Шаманизм может вызвать отторжение, отказ от этой религии у молодого поколения. Во многом это кроется в обязательных атрибутах шаманистских обрядов: алкоголь, табак. Этой проблеме посвящены многие труды ученых Бурятского государственного университета и так таковых четких результатов в исследованиях проследить невозможно. Но в практической жизни это повлекло за собой раскол мира шаманизма на две группы: черный шаманизм, являющийся традиционным и не имеющий никаких изменений, и белый шаманизм, отказавшийся от использования спиртного в обрядах и заменивший его на молочную пищу. В этом контексте сам шаманизм приводит свой народ в заблуждение, ведь согласно тому, как веровали предки, черный является традиционным, а белый, со стороны бытовой, является наиболее выгодным, рациональным и разумным. Здесь также рассматриваем в концепции «для народа».

Главным образом, сам автор склоняется к тому, что шаманизм по сегодняшний день является серьезным и неотъемлемым элементом традиционной культуры бурятского народа, который сильнее всего помогает каждому новому поколению идентифицировать себя со своим этносом.

Буряты шаманы
Участники этнотура с местной жительницей во время проведения молебна. Фото Родиона Шантанова

Наш этнотур по осинскому району с Татьяной Швыдченко начался именно с обряда шаманов. Замечу, что «просто так» «ради показухи» шаманы никогда не проводят обряды или молебны, так как это будет излишним беспокойством для духов местности и предков. Поэтому специально для своего этнотура и для того, чтобы погрузить своих участников в атмосферу современного шаманизма, Татьяна попросила шаманов провести обряд для нее, а точнее для её семьи и рода. Осинские шаманы Александр Алексеевич Магавеев и Спас Алексеевич Спасов, одобрив присутствие других людей на молебне, совершили для Татьяны два обряда и провели подробный экскурс по бурятскому шаманизму для всех участников с интересными рассказами и историями.

 

19.04.2022

Возрастное ограничение: 0+.