ВелоАршан — традиционная покатушка велосипедистов в курортный поселок Аршан. Аршан в переводе с бурятского означает “целебный источник”. Обычно мероприятие проходит на выходных, выпавших на 9 мая. Целых 3 дня педалекручения, поедания чебуреков и поз, восхождений в окрестных горах.

Автор статьи: Ирина Сенотрусова, активный велосипедист и чуть-чуть походник, организатор велопоездок на Олхинском плато, Байкале. Провожу велопокатушки по запросу, консультирую по составлению маршрутов. Люблю разрабатывать новые маршруты и бывать там, где никто не был. Зимой катаюсь на беговых лыжах. Веду Инстаграм и пишу отчеты по поездках в блог Кефир клуба. Покатаемся вместе?:)

Содержание статьи:

  • Четыре веломаршрута до Аршана
  • Чем заняться на второй день ВелоАршана
  • Что брать с собой в путешествие

Читайте до конца!

ВелоАршан - виды
Тункинская долина. Фото предоставлено автором.

Обычай ездить на велосипедах по Тункинскому тракту возник в 2007 году. Небольшие скатанные (часто катающиеся вместе — прим. ред.) группы велосипедистов собирались и ехали в поселок. Жилье бронировали на месте по приезде. Тогда ещё можно было без проблем найти ночлег и за недорого. В 2009 Дмитрий Салко начал созывать народ на массовый ВелоАршан и бронировать общий дом. Из-за роста количества участников в последующие годы вся велобратия равномерно распределялась по всему поселку. Но общий дом также существовал. Туда приходили пообщаться, познакомиться и пройти посвящение.

Итак, ВелоАршан — это:

  • покатушка на выходные 9 мая,
  • 120 километров живописнейшего Тункинского тракта,
  • возможность помериться силами,
  • подготовка себя к МТБ сезону,
  • поедание тонны чебуреков 🙃

С 2015 года наш клуб стал придумывать новые веломаршруты в Аршан. Вариации велопробегов:

  • Классический со станции Поворот до Аршана — 120 км.
  • С другой стороны: Монды — Аршан в 145 км.
  • Со станции Поворот/Чертова гора через Торы и Иркут до Аршана — 118 км.
  • Со станции Поворот/Чертова гора через Торы и руч. Хамнагарская до Аршана — 118 км.

Вариант 1: Классический ВелоАршан

  • Нитка маршрута: станция Поворот — Аршан
  • Общий километраж: 120 км
  • Среднее время в пути: 5—6 часов

Утром первого выходного дня все жаждущие ВелоАршана атакуют утреннюю электричку сообщением Иркутск Сортировочный — Слюдянка. Чтобы занять хорошие места, некоторые заранее приезжают на «Сортировку». Велосипедисты равномерно распределяются по всему составу электропоезда. Велосипеды умещают кто как: кто подвешивает за седло на верхнюю полку, кто ставит в тамбуре, кто умудряется поставить в закуточке конца вагона. Все едут до станции Поворот, чтобы с ветерком спуститься по серпантину в Култук и посмотреть на Байкал.

велоаршан
Электричка до ст. Поворот. Фото предоставлено автором

Общение, смех, радость от встреч скрашивают недобрые взгляды дачников.

Не всегда ВелоАршан начинался со станции Поворот. В 2014 году из-за снежной обстановки, которую мы узрели за окном электрички, решили высадиться на Чертовой горе. Эта станция находится непосредственно в самом Култуке. 

снег
Фото предоставлено автором

В поселке на главном перекрестке нужно повернуть направо, на Тункинский тракт. Иначе можно уехать в Слюдянку. Проехать ж/д переезд и остановиться на заправке, чтобы ещё раз всё проверить и, может быть, подкрепиться. Ведь впереди нас ждут 40 километров прогулки по холмам.

ВелоАршан
Фото предоставлено автором

После горок начинается выполаживание (выезд на ровный участок — прим. ред.), и вы приезжаете на границу Иркутской области и Бурятии. В аккурат 38 километров. Здесь есть туалет, кафе и дацан Даши Гамон. Обычно велосипедисты останавливаются на дозаправку чебуреками и позами. 

ВелоАршан
Фото предоставлено автором

Едем далее 60 километров мимо деревень, гулящих коров и заснеженных шапок гор. В Торах, если посмотреть вправо на горы, можно увидеть огромное белое пятно. Это скальное обнажение мрамора под названием “Белый камень”. Сакральное место для здешних бурятских жителей. На вершине стоит бумхан — металлическая будка для ритуалов.

ВелоАршан
Белый камень. Фото предоставлено автором

Пересекаем крупную реку Зун-Мурин, которая впадает в Иркут. Иной раз здесь можно наблюдать ещё лежащий лед или снежники.

Через 23 километра крупный перекресток. Нам опять направо. Здесь начинается 20 километров пологого подъема до самого Аршана. Тягун не дает расслабиться и заставляет докручивать педали на совесть.

ВелоАршан
Дорога на Аршан. Фото предоставлено автором

Финиш обычно у кафе «Хамар-Дабан«, чтобы сразу пополнить топливные запасы. А потом заселение. Поздравляю, вы проехали маршрут!👏👏👏

Вариант 2: Монды — Аршан

  • Нитка маршрута: Монды — Аршан
  • Общий километраж: ~145 км
  • Среднее время в пути: 7—8 часов

Маршрут начинается в поселке Монды, недалеко от границы с Монголией. Ходит миф, что с Монд крутить педали не надо, т.к. дорога оттуда сплошной спуск. Частично это правда, но климат Тункинской долины легко может превратить спуск в тяжелый подъем. Плюс маршрута в малом количестве машин на дороге.

Чтобы попасть в Монды, нужно организовать транспорт для заброски. Наша группа в 2015 году стартовала из Иркутска в 6:00 на забронированном Фиат Дукато. Важно учесть и дату поездки. Если первый день ВелоАршана выпадет на 9 мая, то лучше воспользоваться другими тремя вариациями маршрутов. В Кырене, деревне на пути в Монды, можно попасть на парад Победы и прождать несколько часов, так как главную дорогу Тункинский тракт А333 перекрывают для митинга.

ВелоАршан
Фото предоставлено автором

В 12:00 мы на КПП в Мондах и собираем велосипеды. Поездка начинается со спуска по идеальному асфальту. Справа течет ещё не сбросивший снежные оковы Иркут. Дует ветер, который разительно меняет рельеф и не дает разогнаться больше 30км/ч.

По дороге велосипедиста окружают горы слева и река Иркут справа. Шикарные пейзажи на протяжении всего пути.

ВелоАршан
Иркут, снежники. Фото предоставлено автором

На 53 километре сплошной спуск заканчивается и начинается подъем в 3 километра. Как раз в местечке после Турана и после отворота на Ниловку.

Спускаемся вплоть до 108 километра, а там заезжаем в подъем высотой 20 метров. Через 7 километров оказываемся на уже знакомом перекрестке в Аршан. 20 километров тягуна и цель достигнута!

Для покорения сего маршрута нужны:

  • ранний подъем,
  • готовность бороться с ветром,
  • не ждать сплошного спуска,
  • адекватный запас еды,
  • классные попутчики 🙃

Вариант 3: Через Торы и Иркут в Аршан

  • Нитка маршрута: станция Поворот — Торы — Иркут — Аршан
  • Общий километраж: ~118 км
  • Среднее время в пути: 6—7 часов

Подробный отчет об этом маршруте читайте по ссылке.

Маршрут начинается со станции Поворот, как на Классическом ВелоАршане. На 59 километре сворачиваем в поселок Торы. Этот маршрут рекомендую ехать на МТБ со «злой» резиной. После сворота с основной трассы нас ждут убитые сельские дороги. До моста через Иркут доезжаем по асфальту с максимально возможным количеством ям. На первом перекрестке поворачиваем налево. Если поехать прямо, то можно уехать в Далахай на знаменитый горный веломаршрут Тальяны — Торы. Но нам не туда.

Село Торы
Село Торы. Фото предоставлено автором.

Впереди нас ждут 10 километров зубодробительной гравийки. Если повезет, то на болотах слева можно встретить аиста, журавля или цаплю.

В 3 километрах до деревни Гужиры стоит памятная стела с надписью “Память борцам, погибшим от рук белоказаков.

ВелоАршан
Памятник в Гужирах. Фото предоставлено автором

Въезжаем в деревню. Здесь всего одна улица. С каждым годом два-три дома остаются без хозяев. Стоит опустевшая белая церковь, которую желает восстановить Сергей Зверев, уроженец Култука.

ВелоАршан
Гужиры. Фото предоставлено автором

За деревней сворачиваем влево к Иркуту и едем по лесной дороге вдоль реки. Здесь совершенно заброшенные места и рай для МТБ. А когда-то проходил тракт.

ВелоАршан
Старый тракт у Иркута. Фото предоставлено автором

Справа скальные обнажения. В одном месте дорога выдолблена в скале. Из останца слева сделали место для подношений. Также можно залезть на его вершину и обозреть Иркут. 

ВелоАршан
Фото предоставлено автором

Проезжаем поля с пастбищами. Всюду цветут подснежники. Иркут радует пейзажами. Выезжаем на обзорку близ деревни Еловка.

ВелоАршан
Иркут в начале мая. Фото предоставлено автором

Спускаемся с неё, проезжаем деревню и поднимаемся за видами с заставки Windows. Подъем гравийный.

ВелоАршан
Завораживающие виды Тункинской долины. Фото предоставлено автором

Начинается спуск. Проезжаем часовню в Ахалике и оказываемся на дороге в Аршан в районе поселка Тунка. И опять затяжной подъем не дает расслабиться на финишной прямой. Преодолеваем его. Ура! Вы опять в Аршане.

Вариант 4: В Аршан через Торы и Хамнагарскую

  • Нитка маршрута: станция Поворот — Торы — Хамнагарская — Аршан
  • Общий километраж: ~118 км
  • Среднее время в пути: 6—7 часов

Этот маршрут вариация предыдущего. После деревни Гужиры мы поворачиваем направо, то есть удаляемся от Иркута. Здесь есть несколько вариантов подъема, выбираем любой понравившийся — есть положе, есть покруче. Подъем сыпучий, крутой. Поэтому «злая» резина не помешает. 

ВелоАршан
Гужиры. Перевал. Фото предоставлено автором

После подъема нас ждут 7 километров спуска вдоль ручья Хамнагарская среди пастбищ, одиноких домиков и хозяйств.

ВелоАршан
Фото предоставлено автором

В районе деревни Еловка поднимаемся за видами из заставки Windows.

А дальше всё, как в предыдущем описании. Спуск и подъем к Аршану.

Аршан
Конечная. Фото предоставлено автором

Что делать в Аршане на второй день

Итак, мы приехали в Аршан, переночевали и у нас в запасе один свободный день! Начинаем день с завтрака в кафе Хамар-Дабан. Затем меняем велосипед на трекинговые палки и идем покорять пик Любви. Некоторые умудряются сбегать на Трехглавую. Эти направления для тех, у кого ещё остались силы. 

Пик Трехглавая
Пик Трехглавая. Фото предоставлено автором
Пик Любви
Пик Любви. Фото предоставлено автором

Для легкого треккинга можно выбрать прогулку на водопады и посетить Хойморский  (Хандагатайский) дацан. 

Водопад
Первый водопад на Аршане. Фото предоставлено автором
Хойморский (Хандагатайский) дацан
Хойморский (Хандагатайский) дацан. Фото предоставлено автором.

Если у вас в наличии автомобиль, то съездите на радиоастрофизическую обсерваторию «Бадары». Заворот на Бадары всё в том же поселке Тунка направо, если ехать из Аршана.

Бадары
Обсерватория Бадары. Фото предоставлено автором.

А если у вас не пропало желание оседлать коня во второй день, то можно прокатиться до потухшего Уляборского вулкана. Ещё его называют вулканом Черского. Среди местного населения вулкан известен как Хара-Болдок. Конус вулкана расположен всего в 7 км от Аршана. Перед тропой расположен ритуальный комплекс с буддой.

ВелоАршан
На краю Уляборского вулкана. Фото предоставлено автором

В конце концов, можно просто никуда не ходить, а наслаждаться чебуреками в кафе или выбирать сувениры на местном рынке.

Возвращение в Иркутск

Выезд лучше планировать на раннее утро. Например, в 7 утра. Это время особенно завораживает красотой просыпающейся долины. Ради этого, стоит проснуться в 6:00. Обед планируйте в кафе на границе Бурятии и Иркутской области. Финиш обычно на станции Чертова гора. Но у кого остается ещё вагон времени и сил доезжают до станции Глубокая. Ждем электричку и мчимся домой.

Тунка
Фото предоставлено автором

Отчет о втором дне и возвращении в Иркутск.

Что взять с собой в поездку

Перед ВелоАршаном лучше раскатиться. Например, 500 км наката с начала года вам хватит, чтобы доехать. В одну поездку стоит проехать 100 километров за раз. Заодно прикинете раскладку по питанию. Для тренировки можно выбрать наиболее спокойный тракт из всех пяти в Иркутске Голоустненский тракт. Здесь мало автомобилей, нет фур, а рельеф похож на Тункинский тракт.

Техника. Большинство участников мероприятия едут на МТБ-велосипедах. Чтобы облегчить себе жизнь, некоторые переобувают колеса в так называемые слики — гладкую и тонкую резину. Избранные едут на шоссерах, гревелах, синглах и прочих видах дорожных велосипедов.

Ремкомплект. Минимальный набор велоаптечки камера, насос, монтажки. Остальное по потребностям и обстоятельствам. Я ещё беру шестигранники, запасной петух, выжимку цепи.

Еда. Традиционная еда велосипедиста — бананы. Бананы можно заменить картошкой на пару. Пару батончиков мюсли, курага или финики, шоколадки, орешки. На полноценный обед — бутерброды или макароны с куриной грудкой в контейнере. Можно и в кафе заехать, но ждать придется долго. Советую рассчитывать полностью на себя и ехать автономно.

Одежда. Май — ещё не лето. Поэтому одеваемся во всё длинное. Очень рекомендую приобрести специальные велошорты с так называемым “велопамперсом”, специальной подкладкой для мягкого места. Если шорты короткие, то к ним можно приобрести велочулки. Если жарко, то их можно снять. На верх надеваем короткую велоджерси. Поверх короткой — длинную джерси. Обязательно перчатки с длинными пальцами при падении они защитят руки от царапин. Ещё один элемент безопасности велошлем. Это не только ваша безопасность, но и модный аксессуар. Водители на дорогах лучше относятся к велосипедисту в шлеме.

Автозаброска. Вещи, которые пригодятся вам в Аршане лучше не везти на себе, а договориться с автозаброской. С собой взять всё, что вам необходимо. 

Примерный список:

  • гигиенические принадлежности,
  • пижаму, тапочки, 
  • кроссовки,
  • трекинговые палки,
  • футболку, штаны, теплую верхнюю одежду,
  • репеллент от клеща, страховку, паспорт, деньги,
  • всевозможные зарядки от телефонов.

Какой маршрут вы бы не выбрали, вы всё равно окажетесь в объятьях заснеженных Саян. Планируйте, тренируйтесь, дерзайте! ВелоАршан — это здорово и весело. Каждый велосипедист должен хоть раз проникнуться его атмосферой.

Автор: Ирина Сенотрусова.

Фотографии: Ирина Сенотрусова, Сергей Зинченко, Игорь Казанцев, открытые источники.

Инстаграм

Блог Кефир клуба