Сегодня свой семидесятый юбилей отмечает очень значимый для туризма в Иркутской области (и не только) деятель — Владимир Викторович Бережных. Он одним из первых начал развивать экотуризм на Байкале еще в советские времена…. Впрочем, он сам готов поделиться интересными историями с нашими читателями:

Про опыт:
-Как вы вообще попали в туризм, и когда? С каких направлений начинали свой путь в туристской сфере?
— Окончив, в 1980-м году, Иркутский нархоз по специальности «Планирование социалистической промышленности», я, к счастью для этой промышленности, был распределён на работу в Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ. Там работал референтом по отправке советской молодёжи за рубеж, а с 1984 года – организацией экологических маршрутов на Байкале.
-Что, тогда уже был экотуризм на Байкале? Как это выглядело?
— Пешеходные маршруты на Байкале проходили уже в конце XIX века, их пик пришёлся на 60-80 гг. прошлого века, когда в СССР, и конкретно – в Иркутской области туристские секции, Клубы юных туристов и т.д. были едва ли не в каждой школе, не говоря о вузах. А мы начали свою пешеходную эпопею в разгар борьбы с байкальской трубой (по которой должны были сбрасывать сточные воды с БЦБК в Иркут) и поэтому внимание зарождавшейся «зелёной» общественности к вопросам экологии было почти смертельным. Буквально во всём видели угрозу для Байкала, для его окружающей среды. Поэтому, начиная создавать свой туристский, по сути, комплекс на КБЖД из четырёх пассажирских вагонов, нам пришлось продумывать буквально каждый шаг. Мы завозили туда дрова (чтобы туристы не шарахались в их поисках по лесу), мусорные контейнеры, проводниками у нас были студенты факультета охотоведения и биологи ИГУ, т.е. относительно подготовленные, в плане идеологии охраны окружающей среды, люди. Они не только рассказывали об окружающей природе, но и вместе с туристами собирали мусор, и даже ловили браконьеров. Вот и пришлось нам тогда назвать этот свой первый пешеходный маршрут «экологическим», а потом появились и другие экотуры, которые мы в своих буклетах так и называли: «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур на шлюпах Листвянка – Большая Речка», «Экотур по реке Голоустной», и другие.
Но вот тем нашим первым экопроектом – туркомплексом на КБЖД – я, пожалуй, действительно горжусь. За те недолгие годы его существования (он накрылся медным тазом из-за «перестройки») тысячи школьников и молодых рабочих, колхозников увидели, благодаря этому маршруту, Байкал, узнали про КБЖД. Кстати, он сыграл определённую роль в том, что Министерство путей сообщения отказалось от своих планов снять там рельсы, и тем самым – избавиться от «головняка».
— Вы, видимо, много поездили по Байкалу, по свету. Какая экспедиция была самой запоминающейся и интересной?
— К сожалению, не так много, как бы, может быть, хотелось, но, тем не менее, побывал и в США, в Перу, в Чили, на острове Тасмания (это южнее Австралии). Но больше запомнились те, что проходили в формате автостопа (Тибет, Вьетнам).

— А что насчёт Монголии? Сколько раз там бывали?
— Ну, что касается Монголии, то я поначалу вёл счет поездкам туда, потом сбился, и плюнул. Но явно больше ста. Но, опять-таки, большей частью это были деловые поездки в Улан-Батор, а запомнились, конечно, «Гобийские автоэкспедиции», которые мы начинали с нашим писателем-краеведом Сергеем Волковым, с отцом и сыном Панцевичами. Вспоминается и наш поход с сыном Олегом вокруг Хубсугула, где мы передвигались и пешком, и автостопом, и на арбе, и на катере, а в завершение – верхом, шесть дней от западного берега Хубсугула до Ханха через Дархатскую котловину. Но, пожалуй, самое «крутое» путешествие по Монголии было, когда мы с Костей Мамаджановым пригласили фирму «Аэроход», тогда только начавшую производить «хивусы», пройти от Байкала до Улан-Батора – через Хубсугул, потом по реке Эггийн-гол, по Селенге. Дело было в середине апреля, и это получилось, по сути, «ледовое Camel Trophy», когда, например, нас чуть не затянуло в ледяной тоннель (откуда вряд ли бы выгреблись живыми…), и потом пришлось поднимать «хивус» на берег, на ледяную полку, нависшую в двух метрах над водой…
— А когда последний раз были в Монголии?
— Ну, в этом году еще не успел, а так – по два-три раза в год. Но опять-таки, на какие-то мероприятия, а последнее серьёзное путешествие было в 2023-м году, когда мы с сыном вдвоём, на нашей «Niva Traveller» махнули, через Хубсугул, сначала на запад Монголии, в котловину Больших озёр, до Ховда, а оттуда – на юг, в Гоби, до Хэрмэнцава. Возвращались через Улан-Батор и Кяхту, накрутили пять тысяч км, но это была авантюра – идти одной машиной, никому не советую.
— Сын тоже в туризме?
— Он работает со мной, а у нас – и туризм (если точнее – трансферы в Листвянку, на Малое море), и издательская деятельность, и народная дипломатия… Ну, ещё Олег преподаёт в Институте БРИКС, такой есть в нашем техническом университете.
— Как вам удаётся всё это совмещать?
— Надо просто понимать, что жизнь, на самом деле, очень короткая, и нельзя тратить зря ни одного дня. Надо успевать жить, надо работать. Вот и работаем.

— Начав работать в туризме сорок лет назад…
— Если точнее, то почти сорок пять, с октября 1980-го…
— Начав работать в туризме сорок пять лет назад, и продолжая до сих пор оставаться в этой теме, вы можете сравнить, как было тогда, и какой стала сфера туризма сейчас. Что могли бы сказать по этому поводу?
— Боюсь, что сейчас перейду на старческое брюзжание… Мне повезло, я застал времена, когда, например, на Ольхоне браконьеров было больше, чем туристов, а это значит, что и зверья там было больше. Я же ровно год проработал замдиректора Прибайкальского нацпарка по туризму и зарубежным связям, мы тогда не успевали принимать коллег с США, с Европы, так что поездил по Байкалу много.
— А что так мало проработали? Выгнали?
— Нет, ушёл сам. У нас с тогдашним директором НП взгляды сильно разошлись по поводу того, чем должен, в итоге, стать Прибайкальский нацпарк – большим лесхозом и пародией на черноморский курорт, или объектом, где максимально сохраняется естественная природная среда, ради которой и поедут к нам туристы. Без всяких подвесных мостов, каруселей и колёс обозрения…
— Какие, на Ваш взгляд, самые перспективные направления, помимо Байкала, в Иркутской области для развития туризма?
— К сожалению, никаких. Байкал – это наше всё, и это – наш крест. Никто, кроме школьников и местных жителей, уже уставших от Байкала, массово не поедет в Братск, по «Ангарскому кольцу», в Ангарск, в Усолье. Даже в пресловутый туркластер «Тальцы» (его, обманывая потенциальных туристов, решили переименовать в «Байкальскую слободу») человек, прилетевший в Иркутск из той же Москвы, из Сеула, из Улан-Батора, не поедет. А мы будем пытаться выдавать им за Байкал Иркутское море… Это всё равно, что за Москву выдавать, например, Мытищи…
— Но Байкал же не резиновый! Массовый туризм просто угробит его, если не предлагать альтернативу!
— В таких случаях я всегда предлагаю учиться у китайцев. За свою многотысячелетнюю историю они научились эффективно управлять огромными людскими массами. Так, музей Гугун («Императорский дворец») в Пекине ежедневно посещает до 80 тысяч туристов, и ничего, до сих пор не развалили… Ладно, пример ближе к природе. В живописных горах Уишань (там, считают китайцы, начало Великого Чайного пути) проложена тропа, оборудованная так, что люди, двигаясь по ней, едва ли не дышат друг другу в затылок, но при этом совершенно не влияют на окружающую среду. И каждый из этих тысяч заплатил, как минимум, 150 юаней, на наши деньги 2000 рублей. Эти деньги идут на охрану природы, на развитие парка. Я, конечно, не призываю к тому же на Байкале, но и там можно было бы разработать маршруты для массового (коммерческого) туриста. Кстати, такой маршрут там уже есть. Это та самая КБЖД, с который мы и начинали развивать экотуризм на Байкале. Она предоставляет возможность увидеть за короткое время Байкал, получить о нём общее впечатление, обеспечить себе «перезагрузку» и приличные селфи. И при этом радоваться тому, что вреда от тебя природе – почти никакого!..
Такие же возможности будет предоставлять байкальский круизный флот, который постепенно переходит на иной уровень – от «ярославцев» и «адмиралтейцев» до серьёзных комфортабельных судов. Кстати, от «хивусов» тоже сравнительно немного вреда Байкалу (в отличие от «буханщиков» на Ольхоне, а объёмы обслуживания туристов они сегодня выдают значительные. А начинал туризм на «хивусах» Константин Мамаджанов, после того самого нашего «ледового Kamel Trophy» по реке Эггийн-гол, в далёком уже 2003 году.
— Так всё-таки, возможно ли сохранить экологию, Байкал вообще, при развитии массового туризма?
— Да, всё возможно при наличии адекватной нормативно-правовой базы, желания власти слышать турбизнес и туриста, и принимать соответствующие решения.
— А деньги?
— А деньги придут сами, если будет создана благоприятная инвестиционная среда, если бизнес не будет бояться, что приснопамятная Байкальская природоохранная прокуратура, дождавшись, когда будет достроен очередной объект, не придёт, и не найдёт «несоответствия», с известными результатами.
— Каким будет туризм в нашем регионе через 5-10 лет?
— Если власть учтёт то, что я написал выше, то туризм будет, и Байкал сохранится. Но первоочередное – сохранить Россию, а не строить потёмкинские деревни, тратя только на проектную документацию больше, чем на дроны.
— А что скажите про Монголию, нашего близкого соседа, зачем туда едут туристы, и какие?
— В Монголию сейчас едут люди, которые понимают, что это «уходящая натура». Уходящая в смысле того, что и там традиционный кочевой образ жизни довольно заметно меняется, и подменяется. Так, пастуха верхом на лошади уже не в каждую поездку можно увидеть, скорее – на китайском мотоцикле. Там, где раньше находили кости динозавров, сегодня – гигантские карьеры, откуда тысячи китайских грузовиков везут уголь в Китай. Да и народ меняется. Если раньше вас радушно, и при этом – совершенно бескорыстно, принимала любая монгольская семья, то теперь в вас, прежде всего, видят туриста, на котором можно заработать. Утрирую, конечно, но тенденция такова. Так что надо успевать, посмотреть. Больше нигде таких просторов – без ветряков, без столбов электролиний, не осталось. В соседней Внутренней Монголии сложно сделать кадр без каких-либо признаков цивилизации.
— А какое самое любимое место в Монголии? Хубсугул, «младший брат Байкала»?
— Есть такие места на Хубсугуле, куда я стараюсь заезжать каждый раз, когда там бываю, но я о них не расскажу, оставлю для себя, можно?!. Но могу сказать, что Хубсугул – это не Байкал, там впечатления другие. До сих пор поездка на Хубсугул, вообще в Монголию – это путешествие во времени, на сто лет назад. Ну, или на пятьдесят.
Про издательскую деятельность:
— А когда и почему вы занялись издательской деятельность, начали издавать свой журнал?
— Ещё работая в «Спутнике», я много писал о туризме, о тех странах, куда мы формировали группы. Со временем накопился какой-то профессиональный опыт, которым хотелось поделиться с другими, и такую возможность мне предоставляло сотрудничество с газетами «Восточно-Сибирская правда», «Советская молодёжь». Но с началом «перестройки» эти газеты тоже перестроились, и начали требовать с меня оплату за такие публикации: «ведь это же реклама!». Ну, я спустился на этаж ниже, узнал в типографии, сколько будет стоить издавать собственную газету, и через некоторое время зарегистрировал газету «ИнтерБАЙКАЛ». Она выходила лет семь, люди постарше из туристской сферы особенно, наверное, даже её припомнят. Затем газету закрыл, начал издавать журнал «Открытый мир АЗИЯ» (кстати, мы за него получали национальную премию имени Юрия Сенкевича!), потом «Прибайкалье» (сегодня это одноименный сайт), а с 2009 года – журналы «Россия и Монголия», «Россия и Китай». Последний до сих пор выходит в бумажном формате. Есть и одноименные телеграм-каналы, а для нашего туристского сообщества – ТГ-канал «Байкало-Монгольская АЗИЯ».
— А что это за понятие, откуда оно?
— Это понятие из физической географии, и обозначает оно водосборный бассейн Байкала. Ну, а для меня это единое туристское пространство, доступное из Иркутска на автомобиле, на велосипеде, на байдарке, и так далее.
— Если обобщить, то какая основная миссия у Вашей издательской деятельности?
— Цель прозаическая – пытаться просвещать, формировать какие-то, надеюсь – правильные, подходы, в том числе – к Байкалу, к туризму, к сотрудничеству с соседними странами.
— Как Вы оцениваете проникновение цифровых технологий в медийную сферу? Прошла ли эпоха печатных СМИ или мы сейчас переживаем некоторые трансформации и просто у читателей становится больше выбора?
— Эпоха печатных СМИ, действительно, закончилась, и наш последний журнал, «Россия и Китай», сегодня большинством, в том числе – и коллегами, воспринимается как анахронизм, рекламу в журнал сегодня привлечь крайне сложно, и у многих уже не получается. Но зато этот «анахронизм» можно вручить (или, точнее, всучить…), например, Сергею Лаврову со словами: «Сергей Викторович, это вам почитать в самолёте!», а вот смартфон он чужой не возьмёт, чтобы почитать чей-нибудь ТГ-канал… Шутка, конечно.
Главное – это то, что у журнала долгая жизнь. Я встречал наш журнал «Россия и Монголия» (сейчас мы его «переселили» в телеграмм), например, в приёмной губернатора Кобдосского аймака на западе Монголии, мне с гордостью показывали наш журнал «Россия и Китай» в городе Сямыне, что на берегу Тайваньского пролива, и бог его знает, как он туда попал.
Или, вот, последний пример: в июне прошлого года по контракту с областной администрацией мы подготовили, и издали, на двух языках, русском и китайском, спецвыпуск «Иркутская область». Напечатали в Шэньяне и распространяли в ходе презентации нашего региона, которая проходила в Пекине и в Шэньяне. Некоторые китайские участники, увидев, что журнал на двух языках, брали по два журнала, и, в итоге, он разошёлся быстрее, чем мы надеялись. Значит, печатное слово ещё живёт, и работает.
А что касается «проникновения цифровых технологий в медийную сферу», то они проникли уже не только в медийную сферу, но и в мозги, и это уже страшновато… Это опасно потому, что отучает людей думать самостоятельно, приучает читать только заголовки. Поэтому печатные СМИ, книги вообще – это удел последних интеллектуалов, и это понимают те наши читатели, которые остаются нам верны. Журнал на солидном столе – это признак человека, который хочет хотя бы выглядеть интеллектуалом. На это и расчёт…
А если серьёзно, то, как бы нам сейчас, без какой-либо государственной поддержки, без богатых спонсоров, не было трудно, мы будем пытаться продолжать издавать свой последний журнал «Россия и Китай», вокруг которого сформировалось некое сообщество, и не только больших почитателей Китая, а просто хотя бы понимающих, что будущее России во многом зависит от отношений с этой страной. Но это уже за пределами туристской тематики, хотя, конечно, тема китайского въездного туризма тоже бесконечна.
— Спасибо Вам, что поведали столько интересного. А главное, согласились и уделили нам время, это действительно очень ценный ресурс!
Редакция Baikal go от всей души поздравляет Вас, Владимир Викторович, с юбилеем! Желаем крепкого здоровья и чтобы каждый день приносил множество новых идей, а задуманные проекты воплощались в реальность самым удачным образом. Пусть жизнь дарит яркие моменты в окружении близких людей и побольше поводов для радости.
Биографическая справка для наших читателей:
Владимир Викторович Бережных родился 24 января 1955 года. Он получил образование в Иркутском институте народного хозяйства, где обучался с 1975 по 1980 год по специальности «Планирование социалистической промышленности».
Трудовой путь Владимира Викторовича начался с работы автослесарем на автозаводе в городе Свирске. После службы в армии он продолжил обучение в Иркутском институте. С 1980 по 1988 год работал в Бюро молодёжного туризма «Спутник» в Иркутске, что стало отправной точкой его карьеры в сфере туризма. Затем он занимал должность заместителя директора по туризму в Прибайкальском национальном парке.
Владимир Викторович основал и руководил некоммерческой организацией культуры «ИнтерБАЙКАЛ» в Иркутске. С 2001 по 2003 год был заместителем руководителя Департамента туризма администрации Иркутской области. В 2003 году защитил диссертацию и получил степень кандидата педагогических наук.
С 2009 года и по настоящее время Владимир Викторович является главным редактором медиапроекта «Евразийское обозрение», который включает журналы «Россия и Китай», «Россия и Монголия», «Большая Евразия», а также специализированные издания, такие как «Великий Чайный путь» и «Новый Шёлковый путь».
С 1980 года Владимир Викторович активно участвует в развитии международного туризма и народной дипломатии. Был награждён орденом «Полярная звезда» — высшей наградой Монголии для иностранных граждан, а также Почётными знаками Россотрудничества и Общества российско-китайской дружбы. На протяжении многих лет состоял в правлении Общества дружбы с Японией «Байкал – Исикава», а в настоящее время является членом правления Клуба дружбы с Японией «Кэнрокуэн». Также Владимир Викторович преподавал в иркутских вузах, делясь своими знаниями и опытом с новыми поколениями.
24.01.2025Возрастное ограничение: 16+.