В парке «Поляна» на берегу Ангары у корпусов парк-отеля «Байкал – Аляска» реализуют необычную технологию: деревянную пешеходную дорогу с возможностью проезда техники весом до 100 тонн. Мостовые стелили деревом в прошлых столетиях, а потом эта технология была незаслуженно забыта. В Иркутске про нее вспомнили, доработали и актуализировали. Материал финишного покрытия – лиственничный брус 100х100 мм. Себестоимость дороги сравнима с асфальтом, но намного экологичней и долговечней.
О проекте нам рассказал Анатолий Казакевич, основатель парка «Поляна».
Парк расположен на берегу Ангары. Грунт в этом месте очень водонасыщенный – зимой сильная пучинистость грунтов. От асфальта отказались – за несколько лет все потрескается, плюс на берегу хочется сохранить экологичную атмосферу.
Мы долго думали, по какой технологии строить дорогу, рассматривали различные варианты. Безусловно, начали с хорошего основания. Заменили грунт в зимнее время на скальник, отсыпали ПГС, щебнем – за счет этого сформировали мощную дренирующую подушку более 1 метра толщиной. На финишное покрытие рассматривали кроме асфальта бетон, резиновые покрытия и дерево.
В итоге после множества мозговых штурмов решили разработать конструкцию деревянной дороги, как раньше создавались мостовые и даже дороги в тайге, но с учетом современных материалов.
Начали искать, кто бы мог взяться за эту нетривиальную задачу. Подобных проектов не существует, но нам, первопроходцам, не впервой сталкиваться с неизведанным. В итоге договорились с иркутским предпринимателем Сергеем Перевозниковым. Оказывается, до того, как заняться сыроварением, он строил деревянные дома. Его опыт помог нам воплотить проект. Мы провели эксперименты и разработали технологию строительства. Под брусом из лиственницы находятся лаги, щебень, а между бревнами — дренажный зазор, который обеспечит уход влаги. Лиственница сама по себе – уникальный материал, который не гниет столетиями, а мы дополнительно увеличили ее износостойкость. Первый участок нашей дороги проверил Сергей Перевозников: он проехался по ней на автомобиле, и настил даже не дрогнул! Со слов Перевозникова, дорога выдержит транспорт до 100 тонн.
Важный аспект – себестоимость. При рациональном подходе, себестоимость деревянной дороги такая же, как и у асфальта. Плюс срок службы дороги из лиственицы намного дольше. Дорога получается красивой. Было бы здорово, чтобы эту технологию широко использовали в Иркутске, делали деревянные покрытия тротуаров. В Москве, в Европе наша лиственница ценится в разы дороже, чем в Иркутске. А для нас этот материал недорогой, долговечный. Такая идея может изменить городскую инфраструктуру, совершить настоящую ландшафтную революцию и сформировать позитивный образ города!
29.09.2023Возрастное ограничение: 18+.