В традиционной культуре окинцев с культом гор и духов тесно связаны охотничьи обряды и поверья. В своих молитвах-просьбах об удачном промысле местные охотники обращались сначала к тринадцати старшим горным божествам, края (Ахын адых хаад), а затем хозяину тайги Хангаю.

Образ в традиционных верованиях народов Оки носил собирательный характер. Он воплощался сонм духов- хозяев каждой долины, пади, каждого холма или горы, ручья, реки, озера. Именно эти духи посылали охотнику зверя, помогали сделать точный выстрел, а также оберегали от несчастных случаев.

Слово «хангай» обозначало и саму тайгу, внося высокую степень одухотворенности в представлении людей о лесе и промысловых угодьях, об окружающей их природе.

Духом –покровителем охоты (как бурят, так и сойотов) являлся Анда бар. Его изображение (онгон) в виде антропоморфной фигурки, вырезанной из листовой жести или железа, с прикрепленной к ней кожаной бахромой имелось у каждого охотника, который сам делал для себя этот онгон.

Хранился он в доме (юрте), реже в амбаре и обычно висел на противоположной от входа стене, то есть, в самой почетной части жилища.

Перед охотой обязательно совершался обряд «кормления» или по-другому жертвоприношения Анда бара. Для этого у очага с правой стороны расстилали два небольших войлока. Один предназначался для Анда бара, на другой ставили деревянные чашки с жертвенной пищей. Иногда дома делали и жертвоприношение Хангаю, хотя обычно оно совершалось в тайге, на месте охотничьего отога. В доме оно проводилось также, как и Анда бару, только войлок для Хангая клали на пол за очагом, на противоположной стороне от входа стороне, на самом почетном месте.

Охотник спускался перед очагом на одно колено и сначала бросал немного пищи в огонь, обращаясь к «хозяину» домашнего очага Гал-бурхану. Считалось что у Гал-бурхана есть пять помощников, и он старейший из них. Имя его Миралзан-хан, но имя это никогда не произносилось.

По представлениям окинцев, Гал-бурхан являлся посредником между человеком и миром божеств. Он созывал их к данному очагу. Затем охотник вынимал из огня несколько угольков и клал их рядом с очагом, сверху набрасывал можжевельник (арсу) и, когда он начинал слегка дымиться, брызгал на него маслом, молоком, бросал кусочки саламата и мяса, обращаясь уже к Анда бару. Далее просили помогать в тайге, гнать зверя на охотника, чтобы он вернулся с добычей.

Традиционные верования сойотов: Охотничьи обряды

По материалам книги «Сойоты горной Оки»

Подписывайтесь на наш telegram-канал, у нас много интересного!

Фото: travelask.ru.

27.06.2023

Возрастное ограничение: 18+.