Предисловие от главного редактора «Байкальского Фронтира» Екатерины Волгаревой:

Современное искусство в целом и уличное в частности является для меня «пунктиком». Очень хочется, чтобы в наших «суровых краях» творческие люди чувствовали себя нужными и свободными. Разные творческие люди, а не только те, что состоят в Союзах и кончали академии. Чтобы города преображались, были разноплановыми, многогранными, яркими и не держались судорожно за представления Заслуженных о прекрасном и историческое прошлое. За это тоже, важно всё. Но «кондовость», которая мешает молодым и ярким людям жить — до отсутствия перспективы, кроме как уехать — непонятна. Поэтому сегодняшний разговор с создателем творческого объединения «У-У Точка» Валентином Мокрием начнется с обсуждения проблем насущных. А уж потом перейдет к рассказам о творчестве «Точки», невероятном стрит-арте, который создают его участники и гости, фестивалях и новой жизни граффити в России. Надеюсь, вы дотерпите до середины.

Арт Точка / Улан-Удэ
Арт Точка / Улан-Удэ

Коротко:

  • Валентин Мокрий — председатель региональной общественной организации экстремальных видов спорта и уличной культуры. Команда работает по грантовой политике, НКО зарегистрировали в 2016 году. 
  • Сегодня «Точка» — это сообщество молодых людей в Улан-Удэ, увлекающихся определенной культурой: граффити, диджеингом, хип-хопом, брейк-дансом, скейтбордом и многим другим. Основателей по-прежнему четверо, им от 32 до 38 лет. Вокруг них — молодежь от 14 до 18. 
  • Все начиналось с организации фестивалей. Сегодня Валентин напрямую взаимодействует с властью города, по инициативе сообщества меняются законы. 
  • «Точку» поддерживают мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков и глава Бурятии Алексей Цыденов.
  • Являются резидентами Центра современного искусства «Залуу», где оформили входные группы на всех трех этажах. Пользуются по предварительной договоренности любыми пространствами «Залуу».
Про отношения с властями

Это потрясающая история. Вы умудрились договориться с чиновниками о том, чтобы официально заниматься стрит-артом. Соседней Иркутской области об этом только мечтать… Как я понимаю, сейчас представители власти Бурятии сами заинтересованы в развитии уличной культуры?

Даже на данный момент, много лет спустя, все равно у некоторых мировоззрение и понимание стоит на все том же месте… До сих пор у нас есть некоторая конфронтация с комитетом по архитектуре, с Союзом художников республики. Отчасти я понимаю, что если сидеть на диване и ничего не делать, то очень хорошо критиковать в интернете, писать какие-то официальные бумажки. Но так как мне это самому не интересно, то поддержать их я не могу. Мы-то почему это делаем? Нам нравится рисовать и мы рисуем на улице. Здесь всегда есть свободные локации. Чаще всего до граффити это серые, ужасные, всеми забытые стенки. Мы заполняем эти пустые пространства. Так что претензия мне непонятна.

Но, как я понимаю, ваши глобальные работы никто не закрашивает?

Нет. Но у нас специфическая ситуация. Это в мегаполисе можно приехать, что угодно сделать, а потом ищи концы — кто закрасил. У нас-то все друг друга знают, всё можно решить по телефону. Мы с мэром лично знакомы, встретиться с ним не сложно. Поэтому и такой проблемы остро не стоит. Может быть, из-за этого большинство наших работ живет, даже некоторые мы обновляем при поддержке администрации. 

А мелкие наши работы бывает, да, затирают. Например, мы часто принимаем участие в закрашивании наркотических надписей, и сколько я не пишу всем, не показываю фотографии с такой рекламой — без толку. Как только мы идем закрашивать — почему-то до нашего рисунка добираются через пару дней. А надпись там месяц-два была. 

В инстаграм «Точки» выложены фото, где глава республики Алексей Цыденов стоит с баллончиком. То есть, на уровне Бурятии вас тоже поддерживают?

К счастью, да. Я на протяжении последнего года предлагаю внести правки в документ о благоустройстве города Улан-Удэ. В него уже внесен пункт о том, что мы можем раскрашивать всякие гаражи и прочее — вплоть до фасадов домов (это в прошлом году внесли), но я все-таки настаиваю, чтобы там появился пункт, в котором будет узаконено выделение нам места для свободного творчества. Свободная стенка, или как ее называют — холофейм. Чтобы в каждом районе города у нас появилось хотя бы по одной такой большой, хорошей локации, где в любой момент можно прийти и нарисовать все, что ты хочешь. Чтобы не надо было ходить и согласовывать по миллиону инстанций разрешение что-то сделать, еще и за свой счет… 

К сожалению, наблюдаю, что в Иркутске граффити, молодежные фестивали в явном упадке. Вот у вас есть «Голос Кочевников», а у нас даже близко нет ничего подобного.

Отчасти согласен. Мы весной приезжали в Иркутск, там был такой а-ля двухдневный фестиваль, две локации мы оформили — одну на «Доренберге» и вторую на 1-й Советской во дворах. И ваши ребята нам говорят: «Вы чего так медленно красите? Что-то вообще расслабленно». Так конечно, к нам-то никто никогда не подъезжает, а даже если подъезжают сотрудники полиции, то мы с ними спокойно разговариваем две минуты и они без претензий удаляются. 

И это по городу видно. Иркутск весь весь ужасно «затэган» молодежью — вот эти непонятные надписи на старинных зданиях. А мы-то сами стараемся держать город чистым — те же наркотические надписи закрашиваем, контролируем молодежь. За три года работы вот эти двадцать подростков (состоящих в «Точке» — прим.ред.) ушли с улиц. А они были такими же вандалами, которые «тэгали» везде, где только им вздумается. Сейчас они самовыражаются только в тех местах, в которых мы им разрешили, потому что прекрасно понимают, чем для всех обернется вандализм. 

Арт Точка / Улан-Удэ
Арт Точка / Улан-Удэ

Про творчество

Не могу обойти стороной прекрасную работу (я не знаю, как она называется, я ее называю «граффити с бабушкой»), которая нарисована посреди Улан-Удэ. Расскажите, как она появилась?

Это можно уже считать муралом (огромное изображение на стене — прим.ред.), потому что у него очень большой объем. Эту композицию рисовали три разных художника — двое из них из Новосибирска, а бабушку с дедушкой рисовал художник Хеско родом из Монголии, но на данный момент он живет в Австралии (Художники: @mishamack @heesco @esin_roman). 

Она появилась в рамках фестиваля «Бурятия в красках», мы проработали с администрацией данную локацию и еще несколько серых пятен в городе. И в 19-м году к нам на фест приехали 27 художников, семь из них были из Монголии, другие — со всей России от Санкт-Петербурга до Владивостока. Приехал и Хеско, предложил идею рисунка. Вся работа была сделана за два дня. Кстати, этот эскиз мы не согласовывали с властями, просто примерно рассказали, что там будет. Я тогда пришел к мэру и сказал «давайте вести конструктивный диалог: у нас есть деньги, к нам едет очень много топовых художников, дайте нам локации». Чтобы вы понимали, Хеско рисовал, например, для  Marvel. То есть, появление его в Бурятии — это вообще что-то! По крайней мере для меня, как для человека, который рисует с 2000-х годов, это грандиозно. Хотя я сам организовал тот фестиваль, но мы все были в шоке, что к нам приезжают такие люди! 

Еще на фестиваль приезжал один из основоположников граффити в России — Олег Баскет. Он начинал в 80-х годах. Приятно, что ему очень понравились не только Улан-Удэ и Байкал, но и атмосфера фестиваля, которую мы смогли воссоздать.

У вас одно из ключевых изображений — уточка. Я вас так и называю — не «точкой», а «уточкой».

Да. Мы начали регистрироваться в Инстаграме. И назвались У-Уt4k. Ну и уже потом я начал бегло читать — увидел «уточку». Вот так появилась первая уточка на городской стене, вторая, третья. А теперь это наш бренд.

Пандемийным летом вы ездили в арт-тур. Давайте еще пару слов об этом?

Это была наша арт-экспедиция. Их должно было состояться две, но из-за пандемии мы смогли реализовать только эту. И то нам не дали заехать в административные центры, мы отправились немного полуобъездными маршрутами до Курумканского района — 900 километров в одну сторону. В итоге сделали четыре большие локации в населенных пунктах и еще много маленьких по дороге. Но нам там и погода помешала — преследовал дождь, поэтому мы решили вернуться чуть пораньше. Еще неделю должна была продолжаться экспедиция, а так две недели мы были в дороге. В туре участвовали 16 художников — нас четверо, парни из Новосибирска, Иркутска, Ангарска. 

А вас приглашают куда-то в другие города? 

Да, в позапрошлом году мы ездили в Свирск, делали там коммерческий заказ. В этом году шел разговор про Бодайбо, но там какое-то затишье, видимо, будем переносить на следующий. И в рамках фестивалей мы ездим. Иногда нас приглашают, чаще — сами приезжаем. Вот в этом году устроили себе путешествие двухнедельное по Новосибирску, Кемерово, попали на фестиваль Street Vision в Томске, приняли в нем участие. По пути оформили несколько больших, нормальных локаций. 

Как обстоят дела с интересом к граффити в России сегодня?

Я вижу, что интерес только растет. В России становится все больше фестивалей, качественных работ. Коммерция сегодня обращает на это внимание. В начале 2000-х была волна, а сейчас — вторая. Тогда, помните, была “Сникерс-Урбания” и все прочее. Это можно даже проследить по телевизионной рекламе. Тогда было много роликов с уличной культурой — велосипеды, скейтборды… А на мировой арене никогда интерес и не угасал, но там и менталитет другой…

«Байкальский Фронтир» благодарит Валентина за беседу!

18.08.2021

Возрастное ограничение: 0+.