Если Вы откроете сайт нашего сегодняшнего героя, то первое, на чем зафиксируется взгляд, это цитата: «Настоящая жизнь начинается там, где заканчивается цивилизация». Действительно, рассматривая снимки этого автора, вы погрузитесь в чарующую атмосферу суровой байкальской (и не только) природы. Уникальные кадры, участие в самых престижных конкурсах планеты и жизнь как искусство.
Делимся некоторой справочной информацией для знакомства, если вы (вдруг) впервые узнали из нашей публикации об этом творческом человеке:
Алексей Трофимов. Пейзажный фотограф, организовал множество фототуров и фотоэкспедиций по берегам Байкала и в Монголии. Член Русского географического общества и лауреат российских и международных конкурсов.
Также он состоит в Союзе Фотохудожников России, Творческом союзе «Фотоискусство» (звание Художник Photoart) и Иркутском фотографическом обществе.
Известен по публикациям в авторитетных мировых и локальных изданиях (их список действительно впечатляет) : Daily Mail, National Geographic, Caffeinated Photographers Magazine, Natur, Weather Channel, Continent&Expedition, Days Japan, Фотообраз, The One, “Иркутские кулуары”, «Вокруг Света», Esquire, The Telegraph, Mirror, GlobeRovers и другие. Регулярно публикует авторские колонки в журналах «РосФото» и PROPHOTOS.
Кроме того, Алексей ведёт свой телеграм- канал (обязательно подпишитесь, чтобы любоваться авторскими кадрами, когда душа требует прекрасного).
Принимал участие в международных фотовыставках:
- «Дикая природа России 2017»;
- 2018 Huangbai Mountain International Photography Exhibition;
- CORSICA Grand Exhibition 2014;
- China 15th International Photographic Art Exhibition;
- China 16th International Photographic Art Exhibition;
- International Photographic Art Exhibition – Lines.
С Алексеем у нас состоялась увлекательная и содержательная беседа о профессиональном и творческом пути.
Про фотографию.
— Как давно Вы занимаетесь фотосъёмкой и что вдохновило впервые взять в руки фотокамеру?
— Фотографией, как профессией я занимаюсь, наверное, уже лет пятнадцать. До этого снимал для себя в семейных путешествиях и командировках. Абсолютно бессистемно и спонтанно. Но со временем захотелось снимать осознанно, рассказывая в своих фотографиях истории, интересные для зрителей, пропуская их через призму своего видения мира и жизненного опыта и реализуя возможность самовыражения.
— Снимать природу хотелось с самого начала?
— Да, к пейзажу я тяготел изначально. Тем более, что первые коммерчески успешные фотографии были как раз пейзажными. Я люблю природу, мне нравится ощущать ее состояние, изменения, которые не видны непосвященным, малейшие детали, которые в совокупности и создают те самые истории, которые я рассказываю с помощью своих фотографий.
До 2011 года у меня еще были некоторые сомнения, правильно ли я выбрал новый путь в своей жизни. В этом же году мне в руки попал журнал «Иркутские Кулуары», в котором была статья иркутского фотографа и журналиста Бориса Слепнева с его потрясающими фотографиями. Меня поразила простота и честность этих фоторабот, делающие их теми самыми историями, которые зритель создает у себя в душе, рассматривая их.
Особенно зацепила одна — «Забытый причал». Это старый причал в урочище Песчаное на Ольхоне, снятый поздней осенью, покрытый ледяной коркой, на фоне мрачного свинцового штормового маломорского неба и заснеженных гор Приморского хребта, с тревожно-зеленоватой водой Малого Моря. И эта фотография меня действительно поразила. Я сказал себе, что буду снимать такие кадры. Через четыре года мы лично познакомились с Борисом Слепневым на моей персональной выставке, и я рассказал ему эту историю у своей фотографии «Старый причал».
Конечно, кроме пейзажа я снимаю и в других жанрах. У меня есть успешные портретные и репортажные работы. Но пейзаж — главный мой творческий интерес. Хотя иногда я совмещаю жанры пейзажа, репортажа и портрета в одной фотографии. В моих турах и экспедициях иногда возникают сюжеты, в которых человек является частью сюжета, где он органично вписан в пейзаж не только с точки зрения композиции, но и как его неотъемлемая часть. И природа, и образ героя неразрывно связаны, делая историю более глубокой и добавляя новые смыслы. Есть и не пейзажные направления съемки. Уже более восьми лет я делаю свой проект о байкальских шаманах.
— А какой самый запоминающийся кадр Вам удалось снять на своём творческом пути?
— За мою карьеру я снял несколько фотографий, которые стали известными и узнаваемыми во всем мире. Не скажу, что все эти работы являются моими любимыми. Скорее всего нет. И в этом нет ничего плохого. Восприятие и интерпретация смыслов, которые автор «вложил» в свою работу может отличаться от того, как воспринимает их зритель. И это замечательно.
Мне сложно сказать, какой из кадров, сделанных мною самый запоминающийся. За каждым из них есть история его создания. На некоторые ушли месяцы, а порой и годы, пока я не получил тот результат, который запланировал, другие получились почти случайно. Хотя слово «случайно» здесь не совсем применимо. Как говорил Игорь Львович Дранкин, питерский фотограф, которого я считаю одним из своих учителей: «Отличная фотография — дело случая. Но фотограф к этому случаю должен быть готов». Есть работы, которые не требовали почти никаких затрат, в том числе и физических, а есть те, что дались мне потом и кровью, в буквальном смысле.
Вообще, я вывел свою личную «формулу» отличной пейзажной фотографии, соответствующую моему мироощущению. Она весьма проста. Масштаб природы, драматизм неба и граница сред.
— Бывают ли моменты, когда наступает выгорание и не хочется заниматься творчеством? Если бывает, то как спасаетесь?
— Я бы не назвал это выгоранием. Это скорее усталость и отсутствие актуальных творческих идей. Я пришел в фотографию осознанно и в уже достаточно зрелом возрасте. С хорошим багажом жизненного опыта. И творческая реализация себя и своих идей даже сейчас у меня на первом месте. Понятно, что монетизация собственного творчества более чем важна, но она не должна опережать творческую составляющую.
Думаю, что причина так называемого выгорания как раз в том, что фотограф, вместо творчества начинает заниматься ремеслом, зарабатывая в первую очередь деньги, а не реализовывать свой творческий потенциал. Хотя это не аксиома, я знаю много коммерчески и творчески успешных фотографов. У каждого свой путь. Нет никаких универсальных рецептов.
Когда я устаю от съемок, я просто не снимаю. И отвожу себе время на обработку снятого ранее материала. Иногда, кадры «отлеживаются-вылеживаются» год и более. Это не из-за нехватки времени. Им действительно, нужно отлежаться, а моя эмоциональная составляющая должна уйти, чтобы относительно абстрагировано отбирать и обрабатывать снимки.
Про музыку.
— Подписчики Ваших социальных сетей знают, что Вы также пишете и исполняете музыку, она тоже посвящена Байкалу?
— Вернее будет, что я сочиняю и записываю музыку. Исполнением я не занимаюсь с конца 90-х.
Говорить, что я посвящаю ее Байкалу не совсем точно. Скорее всего, эта музыка — выход моих эмоций, который я получаю во время путешествий туров и съемок, которые не «влезли» в фотографии. Или находятся в другой, не визуальной плоскости моего самовыражения. Видимо, иногда фотографий бывает недостаточно, чтобы рассказать свои истории. Вполне возможно, что в будущем я совмещу свои фотоработы и свою музыку в одном проекте. Не будем загадывать.
-Такие яркие творческие проявления, как удаётся всё это совмещать?
— С этим никаких проблем. Я никуда не спешу. Если в каком-то проекте или замысле у меня пробуксовка или стопор, я откладываю его в сторону до лучших времен. И занимаюсь другими идеями и проектами. Или занимаюсь чем-нибудь нефотографическим. Пишу музыку, делаю онгоны и этнические сувениры. Это основа моего внутреннего дзэна.
-Что ещё вдохновляет?
-Источником вдохновения может послужить что угодно. Чья-то интересная фотография, которая натолкнет на новую идею, музыка, картины, литературное произведение, легенда, чей-то рассказ. Даже точка на топографической карте.
-На каких площадках можно послушать Вашу музыку?
-Какая-то часть моей музыки есть у меня в ВК. Новые композиции я публикую в своем ТГ канале. Я не ставлю себе задачу сделать музыкальную карьеру, поэтому вопросом площадки я не заморачиваюсь. Возможно, когда я доделаю свой альбом из инструментальных композиций, я подберу для него подходящую платфрму.
Про путешествия.
-Какая экспедиция для Вас была самой интересной? Что это было за место, с какими трудностями столкнулись в пути?
Это сложный вопрос, потому что нет неинтересных или скучных экспедиций, так как и нет самых крутых. В каждой экспедиции есть моменты и ситуации, которые запоминаются на всю жизнь. Как веселые, так и грустные. Бывает так, что по фотографическим задачам экспедиция «пролётная». Потрачено время, ресурсы, а желаемого результата не получено. Но и в таком путешествии есть моменты, которые делают ее удачной. Это открытие для себя новых мест, знакомства, встречи, эмоции. Да и возможность перемещаться по маршруту, который создал сам — уже обалденный кайф. Люблю ехать в машине, просто наблюдая в окно за сменой обстановки. Не забываем о гастрономической составляющей, особенно при путешествиях в Монголию. У меня гены кочевников, это все объясняет.
Но если попытаться точнее ответить на Ваш вопрос, то для меня наиболее интересны сейчас экспедиции в Монголию. Просто магнитом тянет меня туда. Особенно мне нравится северная Монголия. Про трудности: дороги, но к ним привыкаешь, тем более, местные ездят по ним ежедневно, языковой барьер — вполне преодолим. Погодные условия — это да, но и у нас на Байкале погода чудит и порой заставляет «натянуть нервы». Все относительно.
Помимо своих собственных экспедиций, я организую и провожу туры и экспедиции для других фотографов и туристов. Как-то с женой мы посчитали, что по сумме дней, я дома только два-три месяца в году. Опять же — гены кочевников…
P.S. Сегодня мы словно совершили одно маленькое путешествие вместе с Алексеем Трофимовым. Благодарим его за вдохновение и продолжаем следить за его творчеством в телеграм.
05.11.2024
Возрастное ограничение: 16+.