Журнал / Все

Искусствовед рассказала о выставке «Алтай. Зов предков»

Издание «Глагол. Иркутское обозрение» ведет еженедельную рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг автор погружает читателей в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

На этой неделе автор рассказала о своем видении выставки Аржана Ютеева «Алтай. Зов предков«. «Байкальский Фронтир» ставит текст Марии Моженковой без изменений.

Будем откровенны, жизнь художника в наше время сложна. Удивлять и покорять искушенную публику – дело неблагодарное. Сейчас от желания эпатировать зрителя, творцы идут на такие перфомансы и инсталляции, что Малевич с Дюшаном нервно курят в коридоре.

И тем отраднее прийти на выставку, где встречаешь произведения искусства с редким для современности качеством – Чувством Собственного Достоинства. Приятным подарком для иркутян и гостей города стала такая выставка Аржана Ютеева «Алтай. Зов предков», открывшаяся в середине мая в арт-галерее «Диас».

алтай зов предков

Немногим сказать многое – удел, пожалуй, истинных Мастеров. Это как молчание, которое иногда бывает гораздо выразительнее многословия (и как мы помним, дороже золота). Картины, как отрывистые короткие фразы, обрушивают на зрителя поток смыслов, образов, философских размышлений.

Тема обращения к прошлому, к своему этносу, не нова. Все мы чьи-то дети. У всех у нас есть свои корни. И отдельный вопрос, как мы этим распоряжаемся: чтим или отрекаемся. Но мало обратиться к теме, её ещё нужно поднять, раскрыть, донести, а иногда и адаптировать для настоящего. В наше время колоссального объёма информации, всевозможных форматов общения и проявления себя, когда к «староверам» относятся люди, пользующиеся проводными наушниками, тему архаики можно считать почти экзотичной.

Аржан Ютеев не боится ни экспериментов, ни непонимания современников. В своих работах он закладывает очень важную последовательность: изображение-образ-архетип-энергия. Шаманы, воины, красавицы, духи, тотемы – это далеко не фантазия автора, а изыскательная деятельность и переведение исторического материала на язык современности. Кстати, в своих полотнах Аржан нередко использует буквы монгольского алфавита и руническое письмо, сопоставляя через них прошлое и настоящее, усиливая эффект и соединением приёмов лессировочной и пастозной манеры письма.

Графические листы в технике пастели неискушённый зритель может принять за чёрно-белые фотографии. Сдержанная манера исполнения лаконична, но не скупа. Чёрный цвет воспринимается как символ первозданности, начала бытия, он не несёт ощущения трагичности, мрачности, хотя во многих культурах и ассоциируется с отрицательным характером многих явлений.

Цельность выставки «Алтай. Зов предков» создается присутствием большого количества диптихов, триптихов и полиптихов. Пожалуй, это тоже можно отнести к восточному менталитету, больше склоняющемуся к образованию единого посредством нескольких частей, не позиционирующих себя индивидуально, а наоборот, подчеркивая принадлежность к единому первоисточнику.

Ещё один важный момент – в произведениях Аржана Ютеева нет склонности к явному мистицизму и модной эзотерике. Скорее, это попытка интуитивно, а главное гармонично связать прошлое с грядущим. За темой этноса и обращения к истокам встает на самом деле гораздо более важный вопрос: осознание личности не в качестве индивидуума, а как часть цивилизации. Глобального процесса, где каждый фрагмент несёт ответственность за весь процесс. И здесь уже нельзя не опираться на прошлое (какого бы цвета оно не было). «Иван, не помнящий родства» — персонаж во многом удобный. Но и опасный. Почему?

А вы поразмышляйте…

Мария Моженкова, искусствовед

 

Возрастное ограничение: 6+.

В наших соцсетях все самое интересное!

Вам может понравиться