В Ольхонском районе немало уникальных мест, которые являются жемчужинами этой самобытной земли. При этом каждое из них окутано мистической тайной и хранит свою легенду. В Ольхонском районе проживают представители трех бурятских племен: эхиритов, булагатов и хоринцев.

Вместе с ними на берегах Байкала нашли приют и другие малочисленные бурятско-монгольские народы, такие как сэгэнуты и хайталы. На просторах Ольхонской земли у каждого из этих народов сохраняются собственные уникальные истории, легенды и предания. Некоторые из них широко известны общественности, в то время как другие передаются из поколения в поколение только внутри семейных кругов. Они представляют особую ценность и сохраняют богатое наследие этого региона. Принято считать, что каждому ребенку следует иметь информацию о не менее чем восьми поколениях своей семейной линии. Некоторые успешно следуют этому принципу, в то время как другие проявляют интерес к истории своей семьи только спустя десятилетия.

Хранители традиций: шаманы и предсказатели земли Ольхонской

В разные времена на землях Ольхона проживало множество могущественных шаманов. Местные жители рассказывали, что один из них даже обладал способностью ходить по воде, а другой, подобно шаману Асалхану, мог кататься на санях без лошади. Однако самым известным среди тех, кто обладал уникальными дарованиями, был Барнашка. Его называли прорицателем. Родом он был из улуса Шулута, который находился недалеко от Еланцов. Барнашка не посещал школу и не учился грамоте, но это не помешало ему стать великим предсказателем.

Тем не менее, на него обращали внимание немногие, и признание он получил только после смерти, когда его предсказания начали сбываться. Суть его предсказаний передавалась из поколения в поколение в устной форме, и при этом кто-то добавлял свои интерпретации, поэтому доподлинно невозможно сказать, какие из прогнозов принадлежали именно ему.

О его жизни известно немного. Не сохранилось ни одной фотографии, личной вещи, документа. Свою юность он провел в скитаниях, переходя из одного улуса в другой, и таким образом он прошел все улусы Приольхонья, затем по льду перешел в Баргузинскую долину, оттуда дошел даже до Монголии. Затем он вернулся на родину и стал жить в Шулуте.

Барнашке приписывали предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, великой огненной войне. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придет».

Со слов одного местного жителя, который хорошо знал Барнашку, известно, что он начал предсказывать будущее после достижения 20 летнего возраста. Он ходил от дома к дому, раскрывая предсказания о судьбах людей. Он разговаривал много, временами не прекращая и часто в такие моменты он стоял у печи, прислоняясь к ней спиной. Все его предсказания он хранил в голове, никто не записывал его слова, и сам он не обладал такой способностью. Барнашка рассказывал о том, что под землей появятся огненные змеи, озеро Байкал будет обвит железным поясом, появятся телеграмы, которые никогда не устанут, и из-за них люди будут вступать в схватки, что приведет к множеству травм. Что касается радио, он описал это следующим образом: «В домах появятся коробки, из которых будет литься человеческая речь, но вы не увидите людей». Часто его предсказания не находили веры, и его либо выгоняли, либо даже избивали и обстреливали камнями.

Будущее, о котором он высказывал свои пророчества, вызывало страх у людей. Одним из его наиболее широко известных предсказаний было то, что наступит время, когда буряты покинут свои исторические места обитания и, возможно, начнется «ужасная 40-дневная огненная война, во время которой на земле возникнут мощные огненные вихри». После этой войны говорилось, что люди станут ниже ростом и разбредутся по всему миру.

Известно, что у Барнашки было двое детей: дочь и сын. Сегодня их потомки, правнуки и праправнуки этого пророка все еще проживают в Ольхонском районе. Возможно, у некоторых из них сохранились гены этого великого предка и будут передаваться в будущем.

На побережье Прибайкалья живет множество шаманов. Один из них — Валентин Хагдаев. Много лет Валентин Владимирович посвятил краеведению, руководил местным музеем и вкладывал в умы местных ребятишек знания предков. Он водил их в походы и приобщал к древним легендам Ольхона.

Хранители традиций: шаманы и предсказатели земли Ольхонской

Валентин Хагдаев родился в деревне Тонта и происходит из племени булагатских бурят рода буян. Его родовая линия насчитывает 19 поколений шаманов. У Валентина Владимировича есть особая черта, известная как «шаманская метка» — раздвоенный большой палец, которую он унаследовал от своей бабушки. Бабушка сразу узнала, что в мире появился новый шаман, когда он родился. В 1990 году он принял свое первое посвящение, получив статус «странствующего шамана» или «ябаган-боо».

В 1995 году Валентин Хагдаев получил диплом на конкурсе улигершинов на этнокультурном фестивале монгольских народов «Гэсэриада — 1000 лет». А в 2000 году он стал инициатором возрождения фестиваля «Ёрдынские игры» который проводится у священной горы Ёрд на берегу Байкала.

Сегодня известный шаман и краевед все еще предоставляет лекции, проводит обряды-обереги и помогает в исцелении людей. Его рассказы всегда захватывают дух. Особое внимание уделяется истории своей родины. Валентин Владимирович с сожалением отмечает, что сегодняшнее поколение меньше ценит свой родной язык и меньше интересуется изучением своих корней.

Хранители традиций: шаманы и предсказатели земли Ольхонской

— В настоящее время Ольхонский район населяют преимущественно русские и буряты. Примерно 50 на 50, однако, к сожалению, даже то бурятское население, которое есть, постепенно забывает свою родную речь. Для того чтобы они знали свой исконный язык, с ними нужно заниматься ежедневно и постоянно. Причем начинать необходимо уже с яслей. Дети должны жить в своей языковой среде, и только тогда мы будем иметь результаты, — уверен ольхонский шаман.

— Каждый народ оригинален и неповторим, и созданный им язык, фольклор, традиции и обычаи несут черты своеобразной самобытности, тем самым внося свой бесценный духовный вклад в сокровищницу мировой человеческой истории и культуры. И гибель одного народа, одного языка и культуры — это должно быть трагедией для всего человечества, — поделился Валентин Хагдаев.

С течением времени шаманы Ольхонской земли продолжают служить своему народу, проявляя духовное наставничество. Они являются хранителями культурных и исторических традиций, передают знания о духовном мире и истории своей земли следующим поколениям. Их рассказы и обряды оживляют историю региона, делая ее доступной и понятной для молодых людей.

По материалам Baik-info

Фото: Julia Shine, Сергей ИгнатенкоСМ Номер один № 36 от 13 сентября 2018 года. 

Читайте по теме: В Еланцах возвели субурган в честь известного бурятского предсказателя Барнашка

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, у нас много интересного!

20.10.2023

Возрастное ограничение: 1+.