В 2017-м году в свет вышла книга «Мифы и легенды бурятского народа», авторами которой выступили Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев. Ее не найти в свободном доступе, мы публикуем эпиграф этой книги, в котором авторы рассказывают о пантеоне богов в бурятском мифотворчестве.

Мир богов и духов бурят-монголов издревле делился на три части. Были – верхний мир, где жили боги-тэнгрии, средний мир – мир людей и нижний – подземный мир. По своей сути и содержанию этот мир был близок божественным мирам монгольских и тюркских народов. Многие божества одновременно присутствовали в небесных пантеонах бурят, монголов и тюрков. Некоторые боги к тюркам и бурят-монголам пришли от древних индоариев и их потомков – иранцев и индийцев.

Ритуальные столбы Сэргэ
Ритуальные столбы Сэргэ / Za1sahar / wikimedia.org

В те древние времена эти миры были параллельными в географическом отношении, соответственно, их можно было посетить и постичь при помощи обычного путешествия. С путешественниками боги переходили от одного народа к другому, завоевывая все больше и больше своих приверженцев.

Значительное влияние на мировоззрение бурят-монголов оказал тибетский буддизм. Буддизм показал, что древний божественный мир бурят-монголов – это один из тех тысяч и даже миллионов миров, которые рождаются, живут и умирают на протяжении бесконечного времени. Тогда как именно буддийские воззрения отражают первооснову небесного и земного существования.

Буха-Нойон Даши Намдакова
Буха-Нойон Даши Намдакова

Буддийские божества тоже вошли в божественный мир бурят-монголов, очень сильно изменив его тэнгрианскую основу. Однако, согласно буддийской традиции, древние тэнгрии бурят-монголов тоже являются воплощениями вечных буддийских сущностей. При этом в Монголии и Бурятии буддийское учение само изменилось под влиянием традиционных верований и восприняло в себя очень многое из божественного мира бурят-монголов. Бурятия, так же как Калмыкия и Тува, является буддийским регионом в составе Российской Федерации.

При этом буддизм в солнечной республике отличается от той религиозной буддийской первоосновы, которая пришла в Северо-Восточную Азию из Тибета и Индии. Эта форма буддизма – ламаизм – впитала в себя очень многое из более ранней религии бурят, которую принято называть шаманизмом, или боо-тэнгризмом. Боо означает служителя традиционных культов, то есть это шаман, который поклоняется богам тэнгриям и другим божественным сущностям.

Иволгинский дацан
Иволгинский дацан. Дмитрий Шипуля / Wikimedia

В обыденной жизни бурятского народа Будда Шакьямуни фигурировал в фольклорных источниках – эпосах и легендах XVIII — XIX веках как Гурбан Шибэгэни Бурхан, то есть Тройной Бог Шибэгэни. Представление о нем сложилось под влиянием буддизма. Тройственность этого божества как раз и была связана с представлениями буддийской этики о Трех драгоценностях: Будда, дхарма (учение), сангха (община).

Бурхан

В народном сознании жителей Бурятии до сих пор сосуществуют старинные буддийские божества и еще более древние небесные боги-тэнгрии, воспетые в самом известном бурятском эпосе «Гэсэр». При этом часть шаманистских тэнгриев вошла в буддийский божественный пантеон под другими именами, а другая – большая их часть – воплотилась в героев народных мифов.

Тэнгрии бурят-монголов являлись отражением грозных сил природы и воплощением различных космических объектов и явлений. Тэнгрии создали вселенную и мир людей. Они вели и продолжают вести борьбу между собой, разделившись по своему происхождению на два больших лагеря – 55 западных тэнгриев (произошли от солнца) и 44 восточных тэнгрия (произошли от луны). Небесные западные и восточные боги соперничали из-за Серединного царства, которое находилось между территориями этих небожителей в верхнем небесном мире.

Тэнгрии
Дайчин-тенгри

Кроме того, они боролись за влияние на людей, живущих в среднем мире, а также обращали пристальное внимание на отношения между людьми и злыми духами – обитателями нижнего подземного мира. Тэнгрии, согласно мифам, живут на 99-ти небесах, а их дети и потомки – ханы и нойоны – также располагаются на небесах или перебираются жить на землю.

Многочисленный пантеон тэнгрианских персонажей иерархически разделен на небесных жителей – тэнгри – и их детей. Их называют хатами (ханами).

Как и тэнгрии, ханы разделены на западных (белых) и восточных (черных или холодных). Владыкой западных ханов является Хан Шаргай Нойон, восточных – Эрлик-хан. Фигура Эрлика вызывала у людей наибольший страх и почтение, так как это хозяин подземного царства, который мог забирать человеческие души.

Эрлик-хан
Эрлик-хан

Буддийские божества, которые в Бурятии пришли на смену тэнгриям, сохраняют и защищают учение Будды. Однако надо отметить, что сам Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться. Он пояснял, что поклонение богам действительно может принести временное облегчение. Но это никак не вырвет человека из бесконечной цепи страданий и не приведет к конечной цели – спасению, то есть просветлению и нирване.

 

08.11.2021

Возрастное ограничение: 6+.