С юности главной мечтой Александра Сибирякова было связать единой транспортной сетью Западную и Восточную Сибирь, Якутию, Дальний Восток, Камчатку с помощью великих российских рек: Оби, Иртыша, Печоры, Енисея, Ангары, Лены, Амура. Им владела идея развития Сибири путем «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами…». Проблемы путей сообщения в Сибири и связи ее с другими странами волновали Александра Михайловича многие годы. Он посвятил им две книги и около 30 статей.
сибиряков
Геостратегическое мышление досталось ему в наследство от предков вместе с весьма немалым капиталом. Александр принадлежал к седьмому поколению старинного купеческого рода Сибиряковых. Его отец был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства и имел состояние в 4 миллиона рублей. Сам же Александр Михайлович, едва вступив в наследство, присовокупил к семейной торговой империи Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику, основал «Ангарское пароходство» (для организации буксирного движения до Братского острога) и Амурское общество пароходства и торговли.
В 1878–1880 годах шведский мореплаватель Нильс Адольф Эрик Норденшельд на пароходе «Вега» первым обогнул Евразию по Ледовитому океану и вышел в Тихий океан через Берингов пролив. А состоялась эта беспримерная по тем временам экспедиция благодаря иркутянину Александру Сибирякову, который почти наполовину обеспечил ее финансирование. Для успеха экспедиции большое значение имели и сведения о Сибири и состоянии льдов в прилегающих морях, присланные Сибиряковым. И далее, добрые полвека он практически в одиночку вкладывал деньги в снаряжение международных полярных экспедиций, в постройку кораблей, портов и дорог, которые приближали освоение Северного морского пути.
Все 1880-е годы Александр Сибиряков провел в таежных и арктических экспедициях. Его заслуги на данном поприще были отмечены многочисленными наградами и орденами, его именем назван остров в Енисейском заливе и ледокол.
сибиряков
Широко и с умом жертвовал Александр Сибиряков на благие дела. На строительство первого в Сибири Томского университета – его взнос составил 100 тысяч рублей! Всего же в дело культурного развития, изучения и освоения Сибири этот иркутянин вложил более 1,5 миллиона рублей. И еще 800 тысяч — на устройство бесплатных народных школ, одна из которых была открыта прямо в его доме.
Одна из красивейших в городе церквей во имя Казанской иконы Божией Матери, расположенная в Ремесленной слободе (нынешнее предместье Рабочее) тоже была построена на средства Александра Сибирякова. Город оценил заслуги Сибирякова, присвоив ему в 1893 году звание почетного гражданина Иркутска.
сибиряков
Ледокол «Александр Сибиряков» совершил в 1932 году первое сквозное плавание в одну навигацию Северо-восточным морским путем из Архангельска через Берингов пролив. Чтобы завершить поход до начала зимы, сибиряковцам пришлось сжечь в топке парохода остатки угля, деревянные части корабля и поднять самодельные паруса.
В 1942 году «Сибиряков» в неравном бою с немецким крейсером погиб. В его честь этим именем был назван другой ледокольный пароход (плавал до 1972 года), а позднее — теплоход, плавающий и поныне.
Портал «Байкальский фронтир» выступает партнером проекта «Книга рекордов Иркутской области» и на своих страницах публикует отрывки из ранее опубликованных книг серии. Этот материал взят из «Книги рекордов» за 2017 год.
11.05.2021

Возрастное ограничение: 0+.