«Байкал» – первый отечественный железнодорожный ледокол

Портал «Байкальский фронтир» выступает партнером проекта «Книга рекордов Иркутской области» и на своих страницах публикует отрывки из нового издания, которое недавно появилось в нашем регионе. Книга выходит пятнадцатый год, и на ее страницах публикуются как достижения иркутян в общественной, культурной и спортивной жизни, так и большое количество краеведческой информации.

Ледоколы Байкальской паромной переправы «Байкал и «Ангара» входили в число самых современных кораблей начала XX века. В 1894–1895 годах Россия провела открытый конкурс на право их постройки. Большинство корабелов ведущих стран мира смутили сжатые сроки производства и особые технические условия будущего парома. Имея успешный опыт сотрудничества с британской верфью «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°», Россия заказала ледоколы для Байкальской переправы в Ньюкасле.
Замерзающий Байкал всегда расценивался как серьезное препятствие для переправы. По мнению министра путей сообщения Михаила Хилкова, требовался ледокол, способный расколоть лед толщиной до метра, с металлическим корпусом. Конструкция парома предполагала носовой гребной винт, который отсасывал воду из-подо льда. Там образовывалась пустота, и ледокол, наезжая на лед, обламывал его своим весом. Когда винт включали на задний ход, отбрасываемая им струя воды отгоняла разломанные льдины и освобождала корпус от снега и льда.
Англичане изготовили корпус ледокола, котлы, силовую установку, собрали их на месте, а затем, разобрав, передали в Россию. Разобранный на 6 900 частей ледокол массой свыше 2 500 тонн из Санкт-Петербурга через всю страну перевезли на Байкал. По железной дороге – до Красноярска, затем на баржах по Енисею и Ангаре. Части паровых машин и котлы были доставлены первыми поездами по доведенной в 1898 году до Иркутска железной дороге.
В селе Лиственничном на западном берегу Байкала была построена судостроительная верфь со стапелями, мастерскими и жилыми постройками для рабочих и служащих.
По своим размерам «Байкал» был вторым ледоколом в России (первенство держал знаменитый «Ермак»). Длина «Байкала» составляла 88,4 м, ширина – 15,5 м, водоизмещение – 4 200 т.
Корпус был выполнен из лучшей сименс-мартеновской стали. Вдоль ватерлинии по корпусу шел широкий пояс из стальных листов толщиной до 25 мм. В трюме многочисленные водонепроницаемые переборки обеспечивали плавучесть судна на случай получения пробоин. Дно было двойным, как у тяжелых военных кораблей. Скорость достигала 22 км/час.
«Байкал» легко ломал лед толщиной 0,35 м на скорости 12 км/ч., набегами уверенно продвигался во льдах толщиной до 0,8 метра и мог форсировать лед толщиной более 1 метра, разбивая 1,5–2-метровые торосы.
Судно обслуживалось командой до 200 человек, в том числе 21 машинистом паровых котлов. Команда ледокола носила железнодорожную форму.
«Байкал» мог брать на борт 200 пассажиров и 850 т трюмного груза. В военное время на нем перевозили 2 500 человек и 250 лошадей. Паром имел три высокие палубы. На нижней располагались три нитки рельсового пути. Всего на эту палубу закатывался железнодорожный состав в количестве 25 вагонов. Вторая, пассажирская палуба включала каюты трех классов, столовую и царский салон – зал, отличающийся богатством убранства.
24 апреля 1900 года «Байкал» вышел в свой первый рабочий рейс от станции Байкал до станции Мысовой. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1 000 пудов груза. Почти весь путь проходил по сплошному льду и продолжался 17 часов. В обратном направлении «Байкал» вез пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру он прошел расстояние до Лиственничного за пять часов.
В 1897 году был заказан второй корабль ледокольного типа. На следующий день после спуска на воду парома «Байкал» на стапеле приступили к сборке второго ледокола, получившего название «Ангара». В период навигации ледоколы Байкальской переправы ежедневно совершали по две пары рейсов между пристанями западного и восточного берегов. Открытие линии Байкал – Танхой протяженностью 42 км позволило увеличить число рейсов до 3–4 в сутки.
После открытия в 1905 году Кругобайкальской ветки паромная переправа более 10 лет продолжала осуществлять морские перевозки, оставаясь важным звеном Транссибирской магистрали. Она прекратила свою деятельность в связи с началом Гражданской войны. В июле 1918 года «Байкал» и «Ангара» вошли в состав Красной Байкальской флотилии. В Танхое суда были вооружены: в носовой части парома была установлена шестидюймовая мортира, на «Ангаре» — два трехдюймовых орудия и четыре пулемета. Корабли контролировали побережье озера и железнодорожное полотно. 17 августа 1918 года в Мысовой гавани паром был обстрелян артиллерией белой флотилии. Вспыхнул пожар, и судно выгорело до железнодорожной палубы. С гибелью парома-ледокола перестала существовать и железнодорожная переправа. В 30-е годы его корпус был пущен на металлолом.
Так завершилась история одного из самых известных в Российской империи гражданских судов – первого отечественного морского железнодорожного парома, первого ледокольного парома, первого и последнего железнодорожного парома на озере Байкал.

Познакомиться с изданием «Книга рекордов Иркутской области» можно на сайте.

Вам может понравиться